Андрей Гончаров (andrey_g) wrote,
Андрей Гончаров
andrey_g

Жить своим умом...

Красота-то какая!



(Взято с oper.ru)

А если добавить к этой картике еще и фрагмент замечательной статьи о Евгении Шварце, то тема картинки мгновенно переходит из категории "актуальное" в "почти вечное..."

По сути, все повести, сказки, пьесы и сценарии Евгения Шварца — об одном и том же: о стереотипе внешнего успеха, о рамках внешнего поведения, которые делают из человека раба. “Так модно”, “так положено”, “так принято”... Опутанный этой паутиной, человек незаметно для себя перестаёт быть личностью, становится способным на любую подлость “винтиком” в чужой игре. Вот обласканная высшими чиновниками сказочной страны актриса Юлия из “Тени”: “ Я устроила свою жизнь так легко, так изящно, а теперь вдруг — почти страдаю. Страдать — это ведь не принято! (громко хохочет)”. Власть внешнего: положение в обществе, деньги, престиж, идеология, мода, страх оказаться не как все, — затмила для этой несчастной женщины всё. Вот добрейший безобидный обыватель Шарлемань из “Дракона”, старательно повторяющий чужой “урок”: “ Я, правда, в жизни своей не видал ни одного цыгана, но я ещё в школе проходил, что это люди страшные!..” Он покорно приносит в жертву дракону любимую дочь — потому что так надо, так принято... Вот самый богатый делец (“Тень”), который, узнав о том, что его хотят отравить, скупил все яды в стране. Когда же ему за яды дали необыкновенно высокую цену, он поступил, по мнению рассказывающего эту историю мажордома, вполне естественно: продал их. Вся его семья скончалась в ужасных мучениях, и сам он с тех пор еле жив, но заработал на этом чистых двести процентов! Учёный, единственный живой человек в мире теней, коим является сказочная страна, беседует с Принцессой и слышит от неё: “все люди — лжецы”, “все люди — негодяи”, “вы так ловко притворяетесь внимательным и добрым...” Учёный в шоке: “Так говорят те, кто выбрал себе самую ужасную дорогу в жизни!”.. 

“Я никому и ничему не верю”, “я всё понимаю”, “мне всё безразлично” — твердит Принцесса чужие, бесцветные, стёртые слова. “Не верить никому — ведь это смерть!” - горячится Учёный, — ”Всё понимать — это тоже смерть! Всё безразлично — да ведь это хуже смерти!” Но разговор идёт на разных языках. Тому, кто погряз в трясине стереотипов, очень трудно смотреть на мир чистыми глазами. “Ах дорогая, а кто хорош? Весь мир таков, что стесняться нечего!” — восклицает министр-администратор из “Обыкновенного чуда” в ответ на упрёк в негодяйстве. Его близнец — журналист из “Тени”, который настолько бесстыден, что пощёчину именует просто — “шлепок”. Как говорить с такими людьми о высокой любви, добрых чувствах, бескорыстии? Это вызывает у них лишь злобу. 

Ценности внешние, стереотипы, затмевают подлинные ценности. Такая подмена — не редкость. “Дракон вывихнул вашу душу, отравил кровь и затуманил зрение”, — говорит Ланцелот. А разве редко мы встречаем в жизни людей с вывихнутой душой, отравленной кровью и затуманенным зрением? Разве не их “никому не верю”, “всё понимаю” и “всё безразлично” — пособники творящегося в мире зла, три головы дракона? А всё это потому, что, как ни парадоксально, с драконом (с драконом на троне или хотя бы с драконом в душе) жить легче, чем жить своим умом и по своей совести. Дракон — несвобода, прежде всего — несвобода внутренняя. Конкретные идеологии, государственные устройства, исторические условия не имеют значения.

Отсюда...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments