Андрей Гончаров (andrey_g) wrote,
Андрей Гончаров
andrey_g

Category:

Великая сила искусства… 42.


Мне очень везло в жизни на встречи с замечательными, добрыми и знающими людьми. После окончания средней школы в 1987 году одна из таких встреч в какой-то степени сформировала поворот в моей биографии. Мама моего одноклассника Надежда Денисова работала в издательстве газеты «Брянский рабочий». Еще во время нашей учебы в школе она смотрела на создаваемые нами огромные стенгазеты, и пусть прямого участия в процессе не принимала, но все же какое-то влияние своими советами оказывала. Кроме того, в кинозале ее редакции еженедельно показывали фильмы накануне проката в СССР (аналог нынешних блогерских показов, ага), и несколько раз на эти показы мне удалось прошмыгнуть. Одной из таких картин был фильм Шахназарова «Курьер». Этот просмотр состоялся в конце 1986 года, а в 1987 году после окончания школы мне пришла в голову вполне приличная, как мне тогда показалось, идея. Я пришел в издательство, и устроился на работу курьером.

Идея, как позже выяснилось, была не просто приличная, а совершенно замечательная. Я попал на работу в редакцию областной газеты «Брянский комсомолец», и коллектив там был совершенно примечательный. У меня появилось много друзей, я сразу стал внештатным корреспондентом. И фотокорреспондетом, кстати, тоже. Сказался опыт создания стенгазет, за что спасибо упомянутой мной выше Надежде Андреевне Денисовой. И вот тут произошло еще одно событие, в дальнейшем сильно повлиявшее на мою жизнь. Дело в том, что сын Надежды Андреевны очень хотел купить кинокамеру. Но до реализации этой идеи у него так руки и не дошли, а вот я как-то сподобился. Причем было это непросто. Нужно было накопить денег, съездить в Москву, найти камеру и место будущей проявки отснятой пленки – в общем, процесс провинциального молодого человека ждал достаточно хлопотный. Но покупка камеры «Кварц-8» состоялась, и появились первые проблемы.

В качестве первых мест съемки были выбраны пустые редакционные кабинеты. Поснимав их в разное время суток и при разном, соответственно, освещении, я отвез пленки в Москву. По прошествии месяца, а быстрее пленка не проявлялась, забрал проявленный материал, заодно купил кинопроектор «Волна», и начал отсматривать свои первые киноматериалы. Во всем увиденном не было ни малейшего смысла, но фантазия подсказала выход из сложившейся ситуации. Начались досъемки. 

Эпизодов с пустыми кабинетами в моем распоряжении было достаточно. Оставалось придумать происходящее вне их. Это было, признаться нетрудно. Снимались часы, с разным временем. Одиннадцать часов, следом на экране - пустой кабинет, двенадцать часов – опять пустой кабинет. Тринадцать часов, четырнадцать… Кто-то из сотрудников появлялся на входе в издательство. Пятнадцать часов, и… тот же человек выходил из издательства. Плюс были досняты эпизоды с нереально крутым бардаком в самих кабинетах. В общем, куча мала слабо вразумительных материалов на глазах превращалась в высокохудожественное произведение о том, что в редакции газеты Брянского комитета комсомола, тиражом на тот момент 60 000 экземпляров, ровным счетом никто и ничего не делает. Причем никто из участников досъемок не имел и капли представления об истинном содержании зарождавшегося коварного сюжета.  

Новый отснятый материал был снова отвезен в Москву, проявлен, получен через месяц, и … Тут выяснился косяк. Для монтажа 8-миллиметровой пленки обычно использовался специальный небольшой монтажный стол, о покупке которого я заблаговременно не побеспокоился, и пришлось монтировать кино по памяти. Во время просмотра приходилось запоминать события в каждом эпизоде, и потом склеивать все порезанные эпизоды по памяти. Клеить приходилось, кстати, руками. Тот еще процесс, если кто понимает, вообще – о чем я… Качество просмотренного материала меня не устроило, и на некоторое время я забыл о «кинопроизводстве». И камера, и фильм, и кинопроектор лежали пару месяцев без дела, пока я в редакции не брякнул, что отснятые материалы все же были смонтированы. Одна из редакционных девиц уговорила меня показать ей фильм. Дама оказалась «стукачом», и информация быстро была донесена до редактора. Я в тот момент не предполагал в свой адрес какого-либо подвоха, и когда поступило предложение от редактора показать ему фильм, мысль возникла в предвкушении этого события очень простая: «Вот она, известность…» И в каком-то смысле, я был в тот момент прав. Но это выяснилось спустя немалые годы. А в тот момент я счастливо припер кинопроектор в редакцию, дождался позднего вечера, и когда в редакции никого не осталось, кроме меня, редактора, ответственного секретаря и дамы-«стукачка», состоялся наш ночной проказ. Это было что-то.

Во время просмотра описанной мной выше короткометражки ни один из зрителей не проронил ни слова, а после финала фильма в кабинете редактора повисла тишина, ощутив которую я сразу понял, что это именно она – гробовая. Некоторое время зрители собирались с мыслями, потом взял слово редактор минут на пятнадцать, и самым мягким было начало: «Чегой-то ты длинный очень вырос, на всех смотришь свысока…» И понеслось. Столько упреков в свой адрес единовременно я не слышал до того момента никогда, и это были явно не те дифирамбы, которые я рассчитывал услышать ранее. Хотя, если вдуматься – на что я еще мог в той ситуации надеяться?

Фильм у меня редактор тем же вечером отобрал, а на следующее утро я принес ему заявление об уходе. Редактор у меня его не принял, сказал: «Иди, работай…». Я пошел, и работал. А через год, перед призывом в армию снял еще один фильм. Простую документалку про людей, которые меня окружали в тот момент на рабочем месте. К сожалению, некоторых из них уже нет в живых. Но благодаря этому фильму осталась о них память. А это уже что-то… Но это еще не конец истории.

Спустя лет пятнадцать я общался со своим папой, который был как-то не в курсе моих кинематографических дел, но общался с бывшими партийными бонзами, и он обмолвился: «А в обкоме-то твой фильм до сих пор смотрят…» Я был, мягко говоря, в изумлении. Вот что значит – снять хит на века…

42 мне. Господи, дай силы и еще хоть немного удачи на этом поприще…


Tags: день рождения, мое кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →