Андрей Гончаров (andrey_g) wrote,
Андрей Гончаров
andrey_g

Categories:

Вот и выяснилось…

…что погорячился я относительно перспектив получения господдержки.

 

Пишу это даже не для себя. Так, маленький штришок – в какое замечательное время для жаждущих творчества в России оптимистов мы живем.

 

   Пролетел, как говорится во всех номинациях – и пролетел. И плевать уже на некоторые неясности. Почему в последний день официальной сдачи проектов было около десяти, а через полгода в момент объявления результатов выяснилось, что сданных проектов – 19? Но и других мыслей и соображений в сознании меньше не становится. Самая интересная. Государством с одной стороны взят на вооружение закон, при котором инвестировать деньги в отечественную индустрию интеллектуальной собственности могут только само государство, совершеннейшие сумасшедшие или компании, обладающие незаконными возможностями использования государственных же медийных ресурсов. И то, и другое к нормальному развитию индустрии российской интеллектуальной собственности не имеет никакого отношения.

 

   Теперь, собственно, о господдержке.


Например, на 2006 год государством выделено на поддержку российского кинематографа 80 с лишним миллионов долларов. Ура, как говорится! Однако для сравнения уместно привести другие цифры. Совсем по верхам. Например, российский рынок ДВД в случае его легализации (а этому мешает исключительно неработоспособный закон об авторском праве) составил бы от 1,5 до 2 миллиардов долларов в год. Это те суммы, которые вернулись бы зарубежным и российским правообладателям. Это те средства, на которые они имеют законное право. И это те ресурсы, которые российскому кинопроизводству позволили бы быстро восстановить отечественный кинематограф. Заметим – в рекордно короткие сроки,  поскольку рынок пиратских ДВД сформирован и очень эффективно, благодаря современному российскому законодательству, работает. Подчини его государство легальным правилам торговли – и денежки в отечественное кино потекут рекой. Пока кинопрокатный рынок в стране будет еще 10 лет строить новые кинотеатры в российских регионах.  Однако – государство безмолвствует. Вместо кардинальных мер ограничиваясь микроскопическими подачками. Ведь разница немаленькая – 80 миллионов и 2 миллиарда? Причем уместно вспомнить, что в России могла бы существовать и развиваться отечественная музыкальная индустрия. А емкость несуществующего музыкального легального рынка CD – еще не менее 1 миллиарда долларов. Но вместо законодательства, создающего благоприятные условия для поддержки российских авторов, композиторов и исполнителей, мы имеем законодательство, стоящее на страже производителей пиратской продукции. И кстати, ни о какой господдержке в музыкальной индустрии речь никогда и не шла. Пляшут «блестящие» с «виа-грами» на телеэкране – новые Чайковские, Шостаковичи и Мусоргские отчизне не нужны. Так, видимо, решил некто, сотворив ныне действующую редакцию закона об авторском праве от 1993 года.

   Итого – у российской индустрии интеллектуального рынка в лице российских и зарубежных кинокомпаний, продюсеров, исполнителей, авторов и так далее 3 миллиарда в год потерянных долларов против возвращенных государством в кинопроизводство 80 миллионов. Нестыковочка на 2 920 000 долларов…

   За такую сумму Газпром только что с Украиной из-за газа чуть ли не на смерть бодался. А владельцы интеллектуальной собственности что – рыжие что ли?! Разница уникальна. Газпромом поддерживает Правительство, Президент и Государственная Дума. А вот тут – на кону не меньшая сумма, но почему-то никто никого не поддерживает. Когда-то не платили зарплату шахтерам. Потом придумали микроскопические пенсии пенсионерам. Теперь на очереди – индустрия интеллектуальной собственности. Понятно – культура, она перед Белым домом не пойдет стучать касками.

   Теперь о том, как эти 80 миллионов будут израсходованы. Возьмем, к примеру, анимацию. А что – тоже кино, только более сложное. И делается в несколько раз дольше. Из 80 миллионов 10 – отдается на производство полнометражных мультфильмов. Но вот незадача! На один проект государство выделяет не более 700-800 тысяч. Из расчета 10 тысяч долларов на минуту. Общий же бюджет проекта ну никак не может составить менее 1,5 миллионов. Как правило, бывает и поболее. Если «Мельница» своего «Алешу Поповича» сделала именно за 1,5 миллиона, то такой мультфильм как «Князь Владимир» стоит не менее 3-х.  И это только производство. А еще в будущем нужно подумать о рекламной кампании и о производстве фильмокопий. Вот и «гуляет» бюджет мультфильма от 2,5 до 4 миллионов долларов. А это означает, что «счастливый» обладатель господдержки должен иметь в запасе мощнейшего кинопрокатчика, который помимо государственного миллиона еще 2-3 своих  в проект рискнет вложить. А как мы уже писали выше, российский закон возврат потраченных на производство интеллектуальной собственности средств не гарантирует. Скорее, гарантирует их невозврат.

   Единственное «счастливое» исключение – упомянутый «Алеша Попович». Собрал в прокате 1,7 миллионов долларов. И чудом с ДВД еще 700 тысяч. Оставим за кадром –сколько на «АП» заработали пираты.  Всего в активе «АП» оказывается около 2,5. Вычтем приблизительно 400 тысяч, которые забрал себе кинопрокат. Точно сказать сложно, но оценим копии и рекламу еще в 500. Остается около 1,5 миллионов. При бюджете в 1,5 миллиона. В чем бизнес? В том, чтобы не потеряв свои кровные, умудриться не потерять господдержку. В раскладе «Алеши Поповича» сумма господдержки и должна предположительно составить сумму прибыли компании «СТВ». Ну еще не будем забывать про телепоказ. Но все-равно – доход не ахти.

   Есть «несчастливые» исключения. «Незнайка и Баррабас» и  «Щелкунчик». В прокате – провал. С ДВД, естественно, тоже. Но «Щелкунчику» легче. На него деньги немцы выделяли. И будем надеяться, в своем прокате они их вернули.

   Как ни странно, при выделении господдержки, никто из ее выделяющих не интересовался – какой именно проект имеет в будущем реальные возможности добраться до кинопроката. Кто, так сказать, из подавших документы реально обладает поддержкой инвестора, готового «тащить» фильм до кинопроката. Что это означает? То, что и обычно. Половина или больше поддержанных проектов зритель не увидит. Примеров – более, чем достаточно. «Перстень царя Соломона», «Морской дьявол», «Лягушачий мир» и т.д. - все это проекты, получавшие господдержку, но так и не увидевшие экрана. К огромному сожалению.

   В свою очередь, в контексте выше сказанного, это означает, что эффективность возврата государством пресловутых 80 миллионов еще больше уменьшается. Хотя куда уж уменьшаться-то?

 

   Лично я иду покупать каску…

  



 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments