Андрей Гончаров (andrey_g) wrote,
Андрей Гончаров
andrey_g

Categories:

Есть в российских мультфильмах что-то общее… Или снова про «Смешарики».

Некоторое время назад одна общая беда объединяла такие побывавшие в прокате российские трехмерные «мультбастеры», как «Белка и Стрелка», «Наша Маша и Волшебный орех» и другие проекты, на которые нехорошо показывать пальцем, а то компания СТВ сильно обидится. Беда эта называется – глубочайшее непонимание производителей фильмов специфики постпродакшена. И особенно такой его части, как работа со звуком.

Лично я накануне премьеры «Нашей Маши…» общался с композитором проекта, гордившимся тем фактом, что музыка к фильму была записана с помощью настоящего оркестра количеством, чтобы не соврать – человек 60 или 80 народу. Недешевое, кстати, удовольствие. О чем так же красноречиво рассказывал документальный фильм на сайте проекта, пока этот ресурс был жив. И вот – премьера… Худшего звука в жизни я не слышал. И дело было не в качестве записи музыки, или в ее художественной ценности. Дело было в том, что музыки этой просто не было слышно. Всего этого огромнючего оркестра. А почему? А потому что как я выяснил позже, продюсеры выбрали режиссером перезаписи какую-то полулевую девочку, которая ввиду своей криворукости и отсутствия времени грохнула весь этот оркестр в студии перезаписи, чтобы не мучиться. А проконтролировать сей процесс было некому. Продюсеры фильма просто не представляли, как строится технологически процесс работы со звуком на картине.

Между тем, самой сложной является работа со звуком в музыкальных, анимационных и комедийных фильмах. Эта работа – для мастеров высшего пилотажа. С гигантским опытом работы, большим количеством сделанных проектов и неслабым талантом. Но об этом не знал продюсер «Белки и Стрелки» Вадим Сотсков, и признаться честно, работа со звуком в этой картине была настоящей катастрофой. Чего там оркестр напиликал, записывая музыку композитора Ивана Урюпина (он же - участник хоровых коллективов и аранжировщик, к примеру, группы «Доктор Ватсон») – словами выразить очень трудно. Но словосочетание «адский треш», пожалуй, в данном случае – самое подходящее. Кстати, по некоторым сведениям, продюсер проекта Сергей Зернов (так же, как и небезызвестный г-н Голутва, выделявший средства в том числе – и на «Белку и Стрелку») в данный момент находится под следствием, но это – уже совершенно другая история…

А мы вернемся к теме звука и постпродакшена на примере нового долгожданного супер-пупер ожидаемого события российского кинопроката под названием «Смешарики. Начало». Что-то там тоже как-то с постпродакшеном не очень. Не помешают ли эти проблемы успешному прокату фильма? Что за проблемы, подумаете вы? А те же, что были перечислены выше.

Композиторы проекта Сергей Васильев и Марина Ланда не имеют опыта работы с музыкой для кино (сразу прослеживается аналогия с Иваном Урюпиным). Руководитель студии «Петербург» Надежда Кузнецова не имеет опыта работа с картиной в процессе постпродакшена (налицо аналогия с продюсерами «Белки и Стрелки»). И не дай Бог к «праотцам» «Смешариков» такие же вопросы возникнут, как и у следователей к г-ну Зернову, но этого я совершенно искренне никому не желаю. Просто как говорится, следую за чередой аналогий… Но это мы слегка отвлеклись от вопросов художественных к сугубо экономическим, а читателю последние менее интересны. И поэтому предлагаю вашему вниманию документальный фильм от авторов «Смешариков» о записи музыки.

Посмотрев это весьма примечательное кино – что можно сказать? Опять пишем оркестр. Круто… Сразу после Лукаса… Но где-то выше я уже рассказывал, что наличие у продюсеров фильма оркестровой сессии вовсе не гарантирует финальное качество звукового ряда. Если у продюсеров нет необходимой квалификации в этом процессе (а у продюсеров «Смешариков» ее нет), то нужно приглашать, как это делается во всем мире, необходимое количество нужных специалистов. Возьмем в качестве примера хотя бы фильм «Стиляги», работа над звуком к которому по сложности не превышает работу над любым анимационным проектом. Умнейший режиссер Тодоровский пригласил, как это и было положено – кого? Супервайзера по звуку – Сергея Чупрова. Кстати, получившего впоследствии за эту работу «Золотого орла». Кроме этого у проекта был музыкальный продюсер – Константин Меладзе. И далее эти две мега-величины рулили всем звуковым процессом. Есть в технологическом процессе «Смешариков» такие специалисты? Не уверен. Хотя деньги заплатить за работу таких точно есть. Вот только понимания нет. Почему? Потому что руководители производством проекта пытаются родить приличное кино исключительно собственными силами.

Или вот еще любопытная деталь. В любом, подчеркиваю – любом нормальном мультфильме длительностью 80 минут, музыка звучит не менее 65-70 минут. Неважно, «Валли» это, «Кунг Фу панда» или какой-нибудь «Как приручить дракона». В фильме о «Смешариках» говорится, что оркестр записал 30 минут саундтрека. Остальное где? Или вместо этого будут диалоги? Или тишина? Или песни? Тогда сколько же их? Даже в раскритикованных за излишнюю музыкальность «Приключениях Аленушки и Еремы» песни суммарно звучали не более 15 минут. И саундтрек без песен составлял еще 55 минут. В общем, какая-то тут нестыковочка.

Дальше – интереснее. Что будут делать со своей записанной оркестровой сессией продюсеры фильма? По-хорошему ее нужно свести в сертифицированной студии. Но во время нашего общения руководитель студии «Петербург» сказала, что планирует обойтись силами собственной студии и звукорежиссера. Интересно будет послушать результат. Заранее – очень смешно.

Еще один интересный момент – где будет сводиться звук и кто будет режиссером перезаписи? Все без исключения так называемые «продюсеры» российских полнометражных фильмов совершенно не понимают значимости этого процесса. Если за границей – хорошо. Представляю, как им принесут для сведения премиксы, «подготовленные» местным порядком в недрах студии «Петербург». Если не за границей, а с помощью компании «Нева-фильм», то тогда, конечно – иной разговор. Там все подлечат. Где – топором, где – зубилом. Ох, чует мое серце, тот еще продукт мы увидим и услышим.

От просмотра трейлера в формате «стерео 3Д» меня охватывал реальный леденящий ужас. Чувствую, это еще не предел…

Tags: анимация
Subscribe

  • "Чудо-юдо" идет в широкий прокат.

    Первый трейлер полнометражного анимационного фильма "Чудо-Юдо", выходящего на экраны страны 1 января 2018 года. Огромное спасибо всей…

  • "Как сделать три анимационных полных метра за два года".

    На сайте www.animationclub.ru рассказал о том, что помогло нашей студии сделать три анимационных полных метра для международного проката за два года.…

  • "Моана".

    Вообще я в последнее время на просмотры американских анимационных достижений студий типа "Дисней" или "Пиксар" хожу с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • "Чудо-юдо" идет в широкий прокат.

    Первый трейлер полнометражного анимационного фильма "Чудо-Юдо", выходящего на экраны страны 1 января 2018 года. Огромное спасибо всей…

  • "Как сделать три анимационных полных метра за два года".

    На сайте www.animationclub.ru рассказал о том, что помогло нашей студии сделать три анимационных полных метра для международного проката за два года.…

  • "Моана".

    Вообще я в последнее время на просмотры американских анимационных достижений студий типа "Дисней" или "Пиксар" хожу с…