Андрей Гончаров (andrey_g) wrote,
Андрей Гончаров
andrey_g

Руководителем рабочей группы при А.Д.Жукове стал Илья Попов. Что предлагается?


Некоторое время назад генеральный продюсер группы компаний «Смешарики» Илья Попов озвучил на круглом столе под названием «Взрослые проблемы отечественных мультфильмов» основные направления деятельности будущего Центра анимации, о котором говорил премьер-министр Владимир Путин на встрече с представителями индустрии отечественного анимационного кино, поводом к которой стало письмо  Юрия Норштейна, Леонида Шварцмана, Андрея Хржановского и Эдуарда Назарова.  

Во время круглого стола Илья Попов произнес одну весьма загадочную фразу: «Эта программа была поддержана сейчас». Вскоре выяснилось, что основания так говорить у него были. Именно он назначен руководителем рабочей группы при Заместителе Председателя Правительства А. Д. Жукове.  

Однако, озвученная им программа вызывает, скорее – недоумение и много вопросов,  нуждается в пристальном внимании, обсуждении и, мягко говоря – доработке. 

Вот текст предложений Ильи Попова. 

Центр должен, по сути, заниматься тремя ключевыми вещами: во-первых, он должен быть культурным центром, в стенах которого должен находиться и Музей Российской Анимации. По сути такого музея не существует, причем я абсолютно уверен, что создание такого Музея с применением современных мультимедийных технологий, это музей, который будет абсолютно точно интересен всем, родителям, детям, приезжающим в Москву. Центр должен включить как минимум один кинокомплекс, который на постоянной основе показывал бы российскую анимацию, и обязательно это работа с детьми, это должен быть детский, культурно-образовательный центр, связанный с анимацией, тем более, что такие технологии применяются во всем мире.  

Второе - образовательная составляющая. В первую очередь это материально-производственная база, которой должен стать Союзмультфильм, как площадка подготовки молодых специалистов не просто в теории, а в рамках реализации конкретных проектов. Вторая составляющая - это анимационная школа, как инструмент подготовки профессиональных кадров для отрасли, которых сейчас действительно не хватает, опять же, как говорил Сергей (Толстиков), если бы было средств в десять раз больше, было бы бесполезно, потому что не хватает кадров, и это взаимосвязанные вопросы и заниматься …(ведущая перебила: есть же факультеты), факультеты есть. У нас основная проблема, которая сейчас существует, это проблема специалистов среднего звена, это тех же самых аниматоров, прорисовщиков, фазовщиков, всех, кто необходим для того чтобы…у нас в целом крепкий режиссерский состав, нельзя сказать, что нет необходимости готовить новые кадры, но ситуация именно с аниматорами как с основными специалистами, здесь точно у нас полноценной подготовки нет, по сути развал Союзмультфильма привел к тому, что такая база пропала. Частные студии, в том числе и наша студия в Петербурге готовит таких специалистов, но это небольшими объемами, и это очень разрозненно, большого системного центра нет.  

И последнее в части индустриально важного, это создание центра коллективного пользования, это есть, по сути, тот самый Дом, в котором могли бы вместе собраться сами анимационные студии, в рамках которого было бы подготовлено необходимое помещение, чтобы эти студии могли бы работать, и вся необходимая инфраструктура, включая и оборудование, которое необходимо для производства анимации, необходимые вычислительные возможности. Например, могу сказать, что при любой крупной студии, работающей на мейджорские компании, вложения в оборудование вычислительной измеряются многими десятками миллионов долларов. Ни одна российская студия сама по себе таких ресурсов не имеет, да и тем более она особо и не нужна для одной студии. В рамках единого центра создание такого  ресурса позволит, пользоваться этим ресурсом разным студиям, получить тот доступ к тем ресурсам, которых они сейчас не имеют. В том числе речь идет и о необходимых студиях звукозаписи, просмотровых, и все-все, что необходимо для полноценного анимационного процесса. Это и ускоряет производство, и снижает издержки, но в первую очередь это обмен опытом между этими студиями, и совместная работа специалистов и как раз то, что исчезло с существованием Союзмультфильма можно восстановить, но восстановить уже в новой форме, и как раз такая форма она позволит уже следующим шагом развить не одну ещё студию в России, следующим шагом делать филиалы таких центров в регионах, учитывая особенно большую территориальную распределенность. Эта программа была поддержана сейчас. 

Первый вопрос, это место, где должен появиться Дом Анимации, конечно, первый шаг это чтобы площадкой стал сам Союзмультфильм, но бесспорно нужно искать подходящую площадку для того, чтобы полноценно выстраивать большой такой Дом Анимации. 
 

Если сформулировать программу Попова кратко, то она заключается в том, чтобы создать музей, школу для аниматоров и собрать разные студии в одно место. В этой программе была не совсем понятна стратегия какого-либо развития анимационной индустрии в целом, и самопроизвольно организовавшаяся группа блоггеров, имеющих самое непосредственное отношение к анимационной индустрии, рискнула сформулировать свое видение структуры необходимых изменений. С этой программой, текст которой будет приведен ниже, группа обратилась в  независимую исследовательскую компанию Movie Research, и выяснилось, что «размытая» программа Попова все еще может быть подвергнута корректировке. 

Смысл данного поста прост – понять, какой план больше импонирует представителям индустрии: план Попова или приведенный ниже текст.
 

Предложения по организации деятельности рабочей группы 


Самое главное, что необходимо прояснить в начале любой деятельности, имеющей отношение к восстановлению как системы российской киноиндустрии в целом, так и одной из ее отраслей в виде детского анимационного кино в частности, - это то, что в современной российской действительности никто и никогда не задумывался: какие законы со стороны государства должны регламентировать деятельности данной отрасли?     

В настоящий момент бытует мнение, что в России есть средства для создания кино, и нет понимания у авторов – как ими стоит воспользоваться? Нет стоящих идей, нет интересных сценариев, нет режиссеров, мало специалистов, и нет еще много чего, но все это – глубочайшее заблуждение. Есть специалисты, есть знания и идеи, есть талантливые мастера своего дела, но нет главного -  возможности полноценно применить свои знания на практике. Потому что, в отличие от ситуации с этой отраслью во всем мире, в российское кино невыгодно вкладывать средства. Общепринятые способы возврата средств из проката отечественного кино не работают, потому что кинопоказчики самопроизвольно установили грабительский процент отчислений с показов, с пиратами даже при наличии схем легализации рынка носителей государство не борется, и внедрить в Интернет схемы, ориентирующие пользователя на легальное скачивание контента, государство, опять же не намерено. И, несмотря на то, что способов этих немного – увеличение их эффективности возможно только при вмешательстве государства в  процесс. В данный момент только оно может устранить все возникшие после развала СССР в системе российского кинопроизводства и кинопроката косяки и неурядицы. Только с помощью административного ресурса можно и нужно устранять те перекосы, из-за которых на данный момент в России нет ни детского кино, ни анимационного, ни вообще кинематографа в целом, если не считать несколько более-менее удачных картин в год, зачастую мало интересных как отечественным зрителям, так и зарубежным. 

И как логичное следствие масштабности освещаемых проблем возникает первый вопрос, которым задаются в данный момент многие представители  анимационного сообщества - кто войдет в рабочую группу при Председателе Правительства А.Д. Жукове? По каким принципам был или будет осуществлен процесс набора ее участников со стороны государства и анимационной индустрии? Смогут ли именно они правильно определить приоритеты своей работы и предложить эффективные способы решения проблем? Так же интересны формы ее деятельности рабочей группы, ее цели, сроки и регламент. Очень интересны способы подачи документов для обсуждения, формы обсуждения и согласования разработанных документов с представителями анимационной индустрии. 

 

Реальное решение проблем анимационной индустрии должно стать приоритетной задачей для лиц, которым поручено участвовать в деятельности рабочей группы. И для того, чтобы направить диалог рабочей группы с представителями индустрии в конструктивное русло, инициативная группа готова предложить свою концепцию развития Центра анимационного кино, согласованную с большим количеством заинтересованных лиц из числа представителей отечественной анимационной индустрии.
 

Основные пункты программы развития Центра анимационного кино. 

Что такое Центр? 

Центр – это отдельное юридическое лицо, созданное для поддержки производства высококачественной анимационной продукции при активном участии государства и представителей анимационной индустрии. Это – многоструктурное предприятие. Фактически – холдинг, состоящий из большого количества отделов и подразделений, осуществляющих деятельность в разных направлениях

 

Каковы эти направления? Наши предложения: 

  1. Создание при Центре Анимационного кино отдельной государственной студии (с использованием помещений «СМ» или без них), с собственной производственной и обучающей базой.  
  1. Поиск и разработка перспективных сценариев, разработка собственных проектов, осуществление производства фильмов по системе государственного заказа.  
  1. Полное финансирование короткометражных и полнометражных некоммерческих анимационных фильмов, направленных на развитие в российских зрителях высокого культурного уровня, патриотизма, чувства собственного достоинства и взаимного уважения.  
  1. Создание качественно нового уровня взаимоотношений между авторами и заинтересованными государственными структурами, направленного на создание полноценной индустрии отечественного анимационного кино.  
  1. Безвозмездное финансирование прошедших специальный конкурсный отбор работ представителей авторского анимационного кино, работ выпускников профильных анимационных учебных заведений, патриотических анимационных фильмов, фильмов для самых маленьких, фильмов об истории России, проектов о спорте, школьных программ и специальных детских развивающих программ.  
  1. Финансовая и иная поддержка учебных баз, ориентированных на обучение специалистов, необходимых для создания анимационных фильмов.  
  1. Разработка методических пособий, необходимых для обучения специалистов в области анимационного кино. 
  1. Взаимодействие со СМИ, телевизионными и Интернет-ресурсами в целях продвижения продукции, созданной при поддержке Центра. 
  1. Создание совместных предприятий с заинтересованными компаниями для создания современных конкурентоспособных коммерческих анимационных проектов с целью получения прибыли и ее дальнейшего вкладывания в приоритетные направления деятельности фонда 
  1. Частичное финансирование коммерческих полнометражных проектов или сериалов с целью получения прибыли и ее дальнейшего вкладывания в приоритетные направления деятельности фонда. 

 

Что такое Центральная студия? 

Центральная студия может быть занята производством как собственных  проектов, одобренных художественным советом студии, так и проектов, создаваемых по поручению государства. Другое, не менее приоритетное направление деятельности студии - обучение молодых специалистов. Студия должна иметь свою дирекцию, администрацию, диспетчерскую службу, разные технологические и учебные подразделения. Так же у студии должен быть свой художественный совет, сценарный отдел, продюсерская группа и техническая комиссия. Художественный совет находится в тесном контакте с  продюсерской группой, которая, в свою очередь, плотно сотрудничает с авторами, художниками, режиссерами, специалистами в области создания фильма, поддерживает контакты со средствами массовой информации и формирует творческие предложения. Для реализации этих задач студия должна быть наделена соответствующими ресурсами. При этом нужно отметить, что вряд ли прежние помещения «СМ» окажутся пригодны для реализации столь масштабной задачи.  

 

Какой может быть текущая деятельность Центра анимационного кино? 

В его компетенцию может войти определение размеров государственной помощи различным отраслям анимационной индустрии. Центр будет осуществлять прием заявок от авторов и продюсерских компаний, желающих получить финансирование на разные виды проектов. При этом нужно отметить, что  анимация – это очень разножанровый и разнотехнологичный вид искусства. Поэтому совершенно недопустима ситуация, при которой один и тот же художественный совет решает – какие заявки на финансирование считать приоритетными? Совершенно очевидно, что принимать решения по финансированию полнометражного коммерческого проекта или, к примеру – по авторскому малометражному кино должны разные группы специалистов, которые будут оценивать заявки более разносторонне, чем это делалось ранее. 

Так же совершенно недопустима ситуация, при которой в деятельности Центра будут принимать участие лица, замеченные в сомнительных финансовых операциях с государственной поддержкой ранее как со стороны авторов проектов, так и со стороны участников комиссий, принимавших ответственные решения. (См. приложение №1 «Как уничтожается отечественное кино?»). 

Совершенно недопустимо «сращивание» Центра анимационного кино и современных российских бизнес-структур, которые заинтересованы в монополизации рынка российской анимационной продукции. Поэтому рассмотрение поступивших заявок на финансирование крупнобюджетных проектов должно производиться специальными координационными советами, состоящими из опытных, авторитетных и незаинтересованных профессионалов. Отказы или одобрения совета должны быть внятно сформулированы, информация о получивших государственную поддержку лицах и компаниях должна находиться в открытом доступе. Состав координационных советов должен регулироваться руководством Центра в зависимости от жанра проекта, стиля его исполнения, бюджета, долевого участия Центра и других необходимых параметров. В свою очередь, финансовая деятельность Центра должна находиться под контролем специального общественного Экспертного совета, призванного пресечь попытки влияния на решения о финансировании недобросовестных заявителей.   

Центр в обязательном порядке должен заняться выделением средств для создания полноценных дипломных работ в высших учебных заведениях, готовящих специалистов для анимационной индустрии, и создание соответствующей технологической базы в профильных учебных заведениях. 

Одним из подразделений Центра должна стать собственная дистрибьюционная компания для распространения продукции, созданной при участии Центра анимационного кино на территории Российской Федерации и всего мира. Эта дистрибьюционная компания должны выстроить корректные взаимоотношения с системой кинопроката российского кинопроката, дистрибьюторами оптических носителей, а так же провайдерами, при помощи которых будет производиться скачивание продукции Центра пользователями сети Интернет. При правильном подходе к делу эта дистрибьюционная компания за короткий срок станет заметным правообладателем, получающим заметные дивиденды, которые  перенаправит на развитие авторского, патриотического и общеобразовательного анимационного кино. 

Нужно отдельно обратить внимание рабочей группы, что в данный момент система, выстроенная российскими кинопоказчиками, и возвращающая авторам и продюсерам фильмов лишь 50 процентов собранных средств – является грабительской, и заслуживает пристального внимания антимонопольной службы. Причем из этих 50-ти процентов часть прибыли забирает дистрибьютор проекта. Получается, что система доставки наживается за счет производителя продукта. Это – в корне неправильная ситуация, являющаяся серьезным препятствием для полнометражного анимационного кино. Эта ситуация может стать одним из первоочередных вопросов, нуждающихся в решении. При изучении этой темы нужно учитывать, что корректная схема выстроенного кинопроизводства и кинопоказа – это очень высокорентабельный механизм. Это прекрасно знают производители за рубежом, и так было в СССР, где вся технологическая цепочка от кинопроизводства до показа работала, как прекрасно отлаженный механизм.  Пропорций «распределения» прибыли от кинопоказа 50 на 50 между производителем и кинопоказчиком не существует в цивилизованном мире. Советский кинематограф был рентабелен на 900%, именно потому, что система финансирования каждого из подразделений этой отрасли была строго продумана и дифференцирована. И именно поэтому доходы от производства и проката советского кино помогали содержать правительству еще две отрасли народного хозяйства (См. приложение №2  «Рентабельностьрсоветскоготкинематографа составлялал900%0вшгод»). А в сфере современного российского кинопроката прибыль оседает в карманах кого угодно – пиратов, кинопоказчиков, дистрибьюторов, но только не авторов. И эта ситуация нуждается в кардинальной корректировке. 

Центр обязан внести предложения, ограничивающие продажу контрафактной продукции, созданной при участии Центра анимационного кино. В данном случае инициативная группа может предложить изучить документы, разработанные в 2006 году рабочей группой, созданной по поручению министра экономического развития Г.О.Грефа. Разработанные в ходе деятельности рабочей группы позволяли полностью легализовать российский рынок контрафактной продукции. 

Центр должен принимать участие в разработке законодательных норм, ограничивающих нелегальное скачивание отечественной анимационной продукции в сети Интернет (См. приложение №4).  

Центр может обеспечить возможность пользователям сети Интернет легального скачивания отечественной анимационной продукции. 

Центр может просить о поддержке национального анимационного кино за счет введения налога с проката зарубежных картин. 

При финансовой поддержке Центра могут проходить профильные кинофестивали и популяризация отечественной анимационной продукции.

И Т.Д. 

 

Финансирование Центром анимационного кино студий, создающих полнометражные детские анимационные фильмы для кинопоказа на коммерческой основе 

  • Приоритетное финансирование производства фильмов, конкурентоспособных не только на российском, но и на международном рынке 
  • Центр анимационного кино рассматривает заявки студий на долговременное финансирование в том случае, если студии предоставляет Фонду внятные и предельно мотивированные планы создания от 2-х до 3-х проектов единовременно в течение пяти лет с момента начала финансирования 
  • Центр анимационного кино определяет бюджеты поддержки каждой студии индивидуально (исходя из размеров минимальной поддержки производства полнометражного анимационного фильма не менее 50% от бюджета фильма) 
  • Центр анимационного кино имеет полный доступ к документации о ходе производства проектов и расходовании средств студий, которым было выделено финансирование 
  • Центр анимационного кино самостоятельно осуществляет подбор штатных сотрудников, способных произвести необходимые действия для оценки технического, организационного и художественно-постановочного потенциала студий 
  • Центр анимационного кино выстраивает корректные финансово-организационные и правовые взаимоотношения между ним и финансируемым им студиями  
  • Центр анимационного кино может создавать совместные предприятия с другими компаниями, и получать часть прибыли от реализации проектов, в производстве которых участвуют средства Фонда 
  • Центр анимационного кино для принятия решений о финансировании создает специальные экспертные советы, куда не могут входить заинтересованные лица со стороны соискателей, подавших заявки на финансирование 

 

Финансирование отдельных полнометражных анимационных проектов 

Коммерческие проекты 

  • Центр анимационного кино может участвовать в финансировании отдельных анимационных проектов, чей коммерческий и творческий потенциал покажется интересным Центру 
  • Так же, как и в случае финансирования крупных студий, Центр анимационного кино может создавать совместные предприятия с другими компаниями, и получать часть прибыли от реализации проектов 

Некоммерческие проекты 

  • Центр анимационного кино может и должен участвовать в создании фильмов на определенную тематику, на правленых на узкую целевую аудиторию, но не обладающих каким-либо коммерческим потенциалом 
  • Центр анимационного кино финансирует создание фильмов на патриотическую тематику

 

  • Центр анимационного кино финансирует создание фильмов, ориентированных на самых маленьких детей 
  • Центр анимационного кино финансирует создание фильмов на общеобразовательную и историческую тематику 

Финансирование студий, создающих телевизионные детские сериалы 

  • Центр анимационного кино рассматривает заявки студий на финансирование в том случае, если студии предоставляет Фонду внятные и предельно мотивированные планы создания сериала, всю техническую документацию по проекту и проработанную художественно-постановочную часть проекта 
  • Центр анимационного кино определяет бюджеты поддержки каждого сериала индивидуально  
  • Центр анимационного кино имеет полный доступ к документации о ходе производства сериала и расходовании средств 
  • Центр анимационного кино самостоятельно осуществляет подбор штатных сотрудников, контролирующих ход производства сериала

 

  • Центр анимационного кино выстраивает корректные финансово-организационные и правовые взаимоотношения между Фондом и финансируемым им студиями  
  • Центр анимационного кино может создавать совместные предприятия с другими компаниями, и получать часть прибыли от реализации проектов, в производстве которых участвуют средства Фонда 

Финансирование студий, создающих авторское анимационное кино 

  • Центр анимационного кино осуществляет финансирование студий, ориентированных на создание авторского кино на безвозмездной основе 
  • Центр анимационного кино может осуществлять финансирование отдельных лиц, создающих авторское анимационное кино 
  • Центр анимационного кино может осуществлять выделение средств учащимся для создания дипломных работ в высших учебных заведениях, выпускающих специалистов для анимационной индустрии 
  • Центр анимационного кино может осуществлять проведение фестивалей и показов анимационного кино 

Возможные направления деятельности Центра анимационного кино: 

  • Взимание налога с проката зарубежных картин для пополнения средств Центр анимационного кино 
  • Участие совместно с профильными ведомствами в разработке и приведении в исполнение уголовных законодательных норм, способствующих развитию анимационной российской индустрии 

Отчетность. 

Деятельность Фонда должна быть максимально прозрачной, а выгода от его деятельности, как для анимационного сообщества, так и для государственных интересов – очевидной.



Авторы предложения:
Евгения Нитылкина (liskinnet ), Ирина Моисеева( id_smf ), Геогий Бородин (george_smf ) и Андрей Гончаров (andrey_g )


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments