Андрей Гончаров (andrey_g) wrote,
Андрей Гончаров
andrey_g

Categories:

«Фонд анимационного кино». Информация для размышления.

Не так давно начался неслабый шурум-бурум, вызванный письмом Юрия Норштейна, Леонида Шварцмана, Андрея Хржановского и Эдуарда Назарова. Давайте же тезисно рассмотрим произошедшие с того момента события, и попробуем взглянуть с нового ракурса – чего можно было бы добиться, используя привлеченное внимание высоких должностных лиц? При этом не забывая, что наши дети давно ждут современные качественные российские мультфильмы в достаточном количестве.


7 июня в «Новой газете» было опубликовано письмо аниматоров к Медведеву и Путину под заголовком «Кого поздравлять с 75-летием, если «Союзмультфильма» уже нет?» Авторы письма, отчаявшись добиться поддержки отрасли в целом, решили просить сразу «много» денег на восстановление одной студии под названием «Союзмультфильм». В письме было написано: «Чтобы студия восстановилась в своей прежней мощи, необходимо невозвратное финансирование в объеме 250-300 млн руб. в течение восьми лет». И далее пояснялось: «В этот срок должно быть включено создание государственных курсов художников-мультипликаторов, сценаристов, режиссеров, с полноценной стипендией и последующим трудоустройством, с обязательной отработкой на «Союзмультфильме» в течение как минимум 8-10 лет».

Тем временем руководство «Союзмультфильма» заявило, что не имеет никакого отношения к письму мультипликаторов Юрия Норштейна, Леонида Шварцмана, Эдуарда Назарова, Андрея Хржановского и других, обративших внимание руководства страны на бедственное положение старейшей отечественной киностудии и фактически попросивших взять «Союзмультфильм» под контроль государства. Один из управляющих «Союзмультфильма» Сергей Горбунов заявил, что дела студии на самом деле «не так плохи», мультипликаторы живут за счет продажи прав, распределяя заработок между компанией и авторами произведений, и «благодаря грамотному менеджменту как-то справляются». Представитель руководства студии отметил, что в настоящее время «Союзмультфильм» тратит свои доходы главным образом на «Гофманиаду», придуманную Михаилом Шемякиным — «дорогостоящий имиджевый проект, очень сложный в исполнении». Тут же Сергей Горбунов подчеркнул, что если решение о государственной помощи «Союзмультфильму» будет принято, то она может быть направлена на то, чтобы помочь дебютантам. Как видим – налицо совершенно иная точка зрения, нежели у Норштейна, Шварцмана, Хржановского и Назарова.

Кстати – о цифрах. Что можно сделать на 300 миллионов рублей? Производственный бюджет «Трех богатырей и Шамаханской царицы» составил около 80 миллионов рублей. Для сравнения, средний бюджет западного мультфильма в переводе на российские деньги достигает 3,5 миллиарда рублей. И несколько сот миллионов рублей уходит на продвижение картин. На телерекламу на российских каналах в 2010 году создатели «Рапунцель» потратили 203,3 млн руб., а создатели «Шрек навсегда» — 174,4 млн руб. Иными словами – запрашиваемый бюджет для «Союзмультфильма».

Тем не менее, послание Норштейна, Шварцмана, Хржановского и Назарова возымело эффект: о мультипликации заговорили 14 июня на заседании президиума правительства. Премьер-министр решил устроить совещание, посвященное решению проблем аниматоров, и попросил вице-премьера Александра Жукова провести предварительную встречу, чтобы выяснить, как именно нужно спасать отрасль? А министр культуры сказал, что «план вывода из этого кризиса надо делать вместе с другими ведомствами, в том числе финансовым, и с регионами. Мы этим займемся, но сейчас надо проанализировать реальную ситуацию», - сказал Авдеев. А предстоящие совещания и соответствующее поручение премьер-министра, по его мнению, станут «точкой отсчета» для создания и реализации этой программы.

Прекрасно. Но людям нужно что-то предложить. Конкретное, понятное и обоснованное, а не шум и гвалт из разных точек зрения, зачастую разнополярных и ничем не мотивированных. И поскольку спасение целой индустрии – задача крайне непростая и многоуровневая, способы осуществления такого грандиозного мероприятия явно не обещают быть однозначными. И явно не может весь процесс свестись к обсуждению бюджета одной отдельной студии. Что же нужно обсуждать? С моей точки зрения – самое время снова вернуться к идее создания «ФОНДА АНИМАЦИОННОГО КИНО».

Но каким он должен быть? Каковы могут быть его приоритеты, средства, состав и формы создания, а так же - управления? Вот об этом и стоит поговорить с чиновниками.

Подготовка создания Фонда.

Что такое Фонд?

Фонд – это отдельное юридическое лицо, лоббирующее интересы его учредителя (в данном случае – государства) и участников анимационной индустрии

Как подготовить его создание?

Инициатору (государству) нужны единомышленники. Но вряд ли стоит искать их сразу, везде и много. Это неэффективная стратегия. Для достижения эффективного результата лучше обсуждать инициативу с лицами, действительно заинтересованными в деятельности Фонда, а не с теми, кто «как-то справляется».

Как он может быть создан?

Фонд стоит создавать в том случае, если нескольким большим производителям или продюсерским компаниям удалось договориться о программе деятельности и целях создания Фонда. Первоначально участников обсуждения не должно быть много, иначе им сложно будет между собой достигнуть взаимопонимания. Две или три, максимум – четыре компании могут разработать программу деятельности Фонда, и после этого поставить в известность о существовании программы Фонда его других гипотетических будущих участников. Опять же – в первую очередь тех, кто действительно заинтересован в участии деятельности Фонда.

Кто управляет деятельностью Фонда?

Кандидатуру руководителя должна быть согласована с максимально большим количеством участников индустрии.

Кто устанавливает правила деятельности Фонда?

Первоначально – создатели. Далее по решению создателей к корректировке правил могут быть допущены новые участники. Обязательно должен быть создан надзирающий за деятельностью фонда общественный совет, в который войдут лица, не имеющие к финансовой деятельности Фонда никакого отношения.

Общие цели создания фонда.

Цели должны быть разработаны таким образом, чтобы стратегию деятельности Фонда поддержало максимально широкое количество индустрии. Для увеличения своего политического веса Фонду нужна поддержка большого количества участников индустрии. Поэтому в ходе своей деятельности Фонду необходимо учитывать и отстаивать интересы всей индустрии.

Конкретизация целей.

Лоббирование интересов участников индустрии, участвующих в деятельности Фонда.

Приоритетная цель - выделение достаточного количества государственных средств на развитие разных проектов (тема для отдельного аргументированного разговора) и совместная разработка с соответствующими инстанциями инициатив, правил и положений, способствующих развитию индустрии.

Создание инициативной группы.

Деятельность, предваряющая создание Фонда, возможна только в случае существования конкретных источников инициативы. И этот процесс – не саморегулируемый. Прежде, чем заняться созданием Фонда, нужно определиться – кто разработает его устав, правила, стратегию развития и т.п.? Это не может быть делом мифической общественности. Эта задача выполнима в случае привлечения инициаторами создания Фонда конкретных специалистов, которым инициаторы создания Фонда четко сформулируют и поставят задачи.

Состав инициативной группы.

При подготовке создания Фонда стоит пригласить специалистов, разбирающихся в специфике деятельности подобных структур. И это вряд ли должны быть авторы и продюсеры. Такой группе не помешает грамотный юрист, управленец, экономист и т.п. – именно такие специалисты потребуются для создания внятно сформулированных предложений Фонда, и их вывод на соответствующий уровень: профильные комитеты Государственной Думы, Правительство, Администрация Президента, разные министерства. Инициаторы создания Фонда определяют приоритеты – инициативная группа намечает программу действий.

Фонд создан. Что дальше?

Предпринимаемые действия.

Составление пакета предложений Фонда.

Приоритетные направления:

Выделение государственных средств для производства проектов, предложенных Фондом. Участие Фонда в разработке законодательных актов, правил, положений и норм, улучшающих состояние отечественной анимационной индустрии.

Текущая деятельность (например):

Определение размеров государственной помощи анимационной индустрии при участии Фонда. Прием заявок, поступающих от авторов, желающих получить финансирование.

Рассмотрение поступивших заявок координационным советом, состоящим из опытных профессионалов. Отказы совета должны быть внятно сформулированы, информация о получивших государственную поддержку лицах и компаниях должна находиться в открытом доступе.

Выделение средств для создания полноценных дипломных работ в высших учебных заведениях, готовящих специалистов для анимационной индустрии.

Внесение предложений, ограничивающих продажу контрафактной продукции

Участие Фонда в разработке законодательных норм, ограничивающих нелегальное скачивание отечественной анимационной продукции в сети Интернет.

Обеспечение возможности пользователям сети Интернет легального скачивания за небольшую плату.

Увеличение отчислений процентов с кинопоказа анимационной продукции.

Обеспечение поддержки национального анимационного кино за счет введения налога с проката зарубежных картин.

Создание государственной студии для производства анимационного кино с самостоятельным бюджетом.

И Т.Д.

Способы достижения целей Фонда.

Создание сайта Фонда.

Пиар целей Фонда в СМИ, на ТВ и в сети Интернет.

Составление предложений Фонда и их предоставление в соответствующие государственные учреждения.

Взаимодействие с профильными комитетами Государственной Думы.

Взаимодействие с министерствами и другими ведомствами.

Взаимодействие с Администрацией Президента.

Взаимодействие с другими фондами и общественными организациями.

Отчетность.

Было бы очень неплохо сделать деятельность Фонда максимально прозрачной, а выгоду от его деятельности, как для анимационного сообщества, так и для государственных интересов – очевидной.

Возможная концепция

программы деятельности

Фонда анимационного кино.

Стратегические задачи Фонда:


  1. Финансирование производства большого ряда проектов, направленных на развитие в зрителях высокого культурного уровня, патриотизма, чувства собственного достоинства и взаимного уважения


  1. Создание качественно нового уровня взаимоотношений между авторами и заинтересованными государственными структурами, направленного на создание полноценной индустрии отечественного анимационного кино


  1. Безвозмездное финансирование авторского анимационного кино, работ выпускников профильных анимационных учебных заведений, патриотических анимационных фильмов, фильмов для маленьких детей, фильмов об истории России, проектов о спорте, школьных программ и специальных детских развивающих программ


  1. Создание совместных предприятий с заинтересованными компаниями для создания современных конкурентоспособных коммерческих анимационных проектов с целью получения прибыли и ее дальнейшего вкладывания в создание новых отечественных анимационных фильмов

Приоритетные направления:

Финансирование студий,

создающих полнометражные детские анимационные фильмы для кинопоказа на коммерческой основе


  • Приоритетное финансирование производства фильмов, конкурентоспособных не только на российском, но и на международном рынке


  • Фонд рассматривает заявки студий на финансирование в том случае, если студии предоставляет Фонду внятные и предельно мотивированные планы создания от 2-х до 3-х проектов единовременно в течение пяти лет с момента начала финансирования


  • Фонд определяет бюджеты поддержки каждой студии индивидуально (исходя из размеров поддержки производства полнометражного анимационного фильма не менее 4-6 миллионов долларов)


  • Фонд имеет полный доступ к документации о ходе производства проектов и расходовании средств студий, которым было выделено финансирование


  • Фонд самостоятельно осуществляет подбор штатных сотрудников, способных произвести необходимые действия для оценки технического, организационного и художественно-постановочного потенциала студий


  • Фонд выстраивает корректные финансово-организационные и правовые взаимоотношения между Фондом и финансируемым им студиями


  • Фонд может создавать совместные предприятия с другими компаниями, и получать часть прибыли от реализации проектов, в производстве которых участвуют средства Фонда

Финансирование отдельных полнометражных

анимационных проектов

Коммерческие проекты


  • Фонд может участвовать в финансировании отдельных анимационных проектов, чей коммерческий и творческий потенциал покажется интересным Фонду


  • Так же, как и в случае финансирования крупных студий, Фонд может создавать совместные предприятия с другими компаниями, и получать часть прибыли от реализации проектов

Некоммерческие проекты


  • Фонд может и должен участвовать в создании фильмов на определенную тематику, на правленых на узкую целевую аудиторию, но не обладающих каким-либо коммерческим потенциалом


  • Фонд финансирует создание фильмов на патриотическую тематику


  • Фонд финансирует создание фильмов, ориентированных на самых маленьких детей


  • Фонд финансирует создание фильмов на общеобразовательную тематику

Финансирование студий,

создающих телевизионные детские сериалы


  • Фонд рассматривает заявки студий на финансирование в том случае, если студии предоставляет Фонду внятные и предельно мотивированные планы создания сериала, всю техническую документацию по проекту и проработанную художественно-постановочную часть проекта


  • Фонд определяет бюджеты поддержки каждого сериала индивидуально


  • Фонд имеет полный доступ к документации о ходе производства сериала и расходовании средств


  • Фонд самостоятельно осуществляет подбор штатных сотрудников, контролирующих ход производства сериала


  • Фонд выстраивает корректные финансово-организационные и правовые взаимоотношения между Фондом и финансируемым им студиями


  • Фонд может создавать совместные предприятия с другими компаниями, и получать часть прибыли от реализации проектов, в производстве которых участвуют средства Фонда

Финансирование студий,

создающих авторское анимационное кино


  • Фонд осуществляет финансирование студий, ориентированных на создание авторского кино на безвозмездной основе


  • Фонд может осуществлять финансирование отдельных лиц, создающих авторское анимационное кино


  • Фонд может осуществлять выделение средств учащимся для создания дипломных работ в высших учебных заведениях, выпускающих специалистов для анимационной индустрии


  • Фонд может осуществлять проведение фестивалей и показов анимационного кино

Возможные направления деятельности Фонда:


  • Взимание налога с проката зарубежных картин для пополнения средств Фонда


  • Участие совместно с профильными ведомствами в разработке и приведении в исполнение уголовных законодательных норм, способствующих развитию анимационной российской индустрии

Это, конечно – не все. Но и не абстрактные требования якобы достаточных 300 миллионов рублей. С моей экспертной точки зрения для полной реанимации индустрии требуется не менее 200 миллионов долларов в течение нескольких лет. Проще говоря – миллиард долларов. Финансовое обоснование такого предложения – отдельная тема для разговора с чиновниками. И если они сочтут аргументы представителей индустрии весомыми - тогда что-либо, действительно, получится.

Автор предложения - АНДРЕЙ ГОНЧАРОВ

(автор сценария и продюсер проектов «Приключения Аленушки и Еремы» и «Новые приключения Аленушки и Еремы», в прошлом – участник Экспертного совета по правому регулированию и защите интеллектуальной собственности при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по экономической политике, предпринимательству и туризму, автор «Концепции необходимости изменений в законодательстве Российской Федерации в области защиты интеллектуальной собственности»).

Tags: анимация
Subscribe

  • "Чудо-юдо" идет в широкий прокат.

    Первый трейлер полнометражного анимационного фильма "Чудо-Юдо", выходящего на экраны страны 1 января 2018 года. Огромное спасибо всей…

  • "Как сделать три анимационных полных метра за два года".

    На сайте www.animationclub.ru рассказал о том, что помогло нашей студии сделать три анимационных полных метра для международного проката за два года.…

  • "Моана".

    Вообще я в последнее время на просмотры американских анимационных достижений студий типа "Дисней" или "Пиксар" хожу с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • "Чудо-юдо" идет в широкий прокат.

    Первый трейлер полнометражного анимационного фильма "Чудо-Юдо", выходящего на экраны страны 1 января 2018 года. Огромное спасибо всей…

  • "Как сделать три анимационных полных метра за два года".

    На сайте www.animationclub.ru рассказал о том, что помогло нашей студии сделать три анимационных полных метра для международного проката за два года.…

  • "Моана".

    Вообще я в последнее время на просмотры американских анимационных достижений студий типа "Дисней" или "Пиксар" хожу с…