Андрей Гончаров (andrey_g) wrote,
Андрей Гончаров
andrey_g

Мастер и Маргарита

   Вообще-то, я не сторонник рецензий на российские проекты. Но прозвучала просьба   , и я, пожалуй, изменю своему правилу.

 

   Режиссер - Владимир Бортко. Немало проектов за плечами. Но… Посмотрим на происходящее на экране в отрыве от регалий. Заодно вспомнив, что сам Булгаков был против экранизации своего романа.

   Что бросается в глаза? Средний возраст задействованных актеров. Пусть даже очень известных. Судя по двум первым сериям, и то, благодаря Владиславу Галкину, он исчисляется не менее, чем от 50. Без Галкина он был бы значительно выше. Не припомню, чтобы в романе были указания на возраст героев. Но сомневаюсь, что подобный кастинг устроил бы автора произведения. Притом, что заслуги и талант уважаемых Олега Басилашвили, Кирилла Лаврова, Александра Филлипенко и Валентина Гафта лично у меня не вызывают никаких сомнений. Читающие этот текст могут задаться вопросом. А кто мог бы сыграть эти роли? Опять смотреть на экране на Хабенского, Пореченкова или Куценко? Тоже уважаемые люди.

   Но разве свет клином на них сошелся?

  
 В российских репертуарных театрах скрыты бесчисленные ресурсы. Я прекрасно помню премьерный показ «Мастера и Маргариты» в «Театре на Юго-Западе». Совершенно блестяще роль Воланда сыграл Виктор Авилов. Сомневаюсь, что я увижу когда-либо на театральной сцене более убедительного Воланда. В том же спектакле роль Прокуратора исполнял Валерий Афанасьев. С моей точки зрения, созданный им образ предельно глубок, ярок и интересен. Сравнивая Лаврова и Афанасьева (что дело, безусловно, неблагодарное), я бы без сомнения отдал предпочтенье в теле-версии Афанасьеву. Литература Булгакова – палитра чувств, эмоций, взрыва и бесчисленного количества подчеркивающих эти качества красок. Однако пока только компания «А-медиа» в лице ее руководителя Александра Акопова рискует брать на себя ответственность и приглашать молодых, но достаточно талантливых и неизвестных широкой публике актеров в свои проекты. Да-да, к примеру, та самая Нелли Уварова… Не говоря про весь состав «женсовета». А уж чего стоит потенциал мужского состава в сериале «Не родись красивой». Харизма, актерское мастерство, великолепные голоса – продюсеру проекта можно только завидовать. Но в его распоряжении нет литературного материала, вышедшего из-под пера Булгакова. Однако актеры блестяще «отыгрывают» длиннейший сериал, прочно удерживая внимание зрителя. При крайне незатейливой картинке визуального ряда.
   Бортко постоянно не хватает немного скорости киноповествования. Чуть-чуть. Доли секунды. Но присутствующая на экране методичность и обстоятельность явно не идет на пользу проекту. И дело совершенно не в том, что формат сериала подразумевает изрядную затянутость. Проекту не хватает элементарной динамики. Режиссер-постановщик и оператор при отличном литературном материале и хорошей игре актеров не могут реализовать возможности современного кинематографа. Там, где напрашивается убедительный крупный план, зритель видит неоднократно повторяющийся общий. Нет той разнообразности, которой явно заслуживает произведение Булгакова. И не просто заслуживает, а обязывает.
   Проекту не хватает достаточности музыкального ряда. Интересные и даже очень хорошие мелодии в фильме есть. Но подавляющее большинство сцен проходит в угнетающей тишине. Более, чем странно. Похоже на осознанное режиссерское решение. Только с ним достаточно трудно согласиться. Красочность литературного ряда требует буйства музыкального ряда. Похоже, режиссер это проигнорировал. Хотя финальная мелодия предельно хороша. Но – ее недостаточно.
   Безруков очень хорош. Вот такие роли ему и играть бы далее.
   Глядя на Бездомного в исполнении Галкина, никак не мог отделаться от воспоминаний о спектакле в «Театре на Юго-Западе». Есть там блестящий актер, заслуженный артист России Александр Наумов. Он до сих пор играет эту роль в той постановке. Я готов пересмотреть этот спектакль даже ради одной этой роли. Галкин, пожалуй. Тоже неплох… Просто, когда видел что-то намного лучше, трудно опустить внутреннюю планку. Тем более, что у Булгакова сцена погони и появления Бездомного в ресторане прописаны чрезвычайно ярко и смешно. В версии этого фрагмента Бортко я, к сожалению, комедийности не увидел…
   Неплохо сделано. Конечно, такой проект несравнимо лучше бесчисленного безобразия на телевизионном экране. И замечательные литературные произведения экранизировать нужно.
   Но Булгаков при экранизации заслуживает немного большего…



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 71 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →