Андрей Гончаров (andrey_g) wrote,
Андрей Гончаров
andrey_g

Никто не знает полной силы стерео


В качестве вступления

 

Для реализации проектов в стерео необходима площадка для изобретения, проверки и отладки стереотехнологий, и новое поколение специалистов, которые умеют работать в этой области. Такая экспериментальная площадка «Стереолаборатория» организована в Scream School на факультетах постпродакшн.

 

«Стереолаборатория» будет работать в Школе в автономном режиме от основного обучения. Студенты смогут решать задачи, стоящие сейчас перед любой студией, которая делает проекты в стерео. Однако в отличие от реальной студии, где исследования ведутся под конкретный проект, лаборатория будет направлена не только на решение конкретных задач, но и представлять собой ничем не ограниченное поле для экспериментов. Принять участие смогут все желающие.

 

 

Евгений Барулин, куратор программы «Стерео» в Scream School, говорит о технологии стерео 3D в современном кинематографе.

Разное 4 Барулин


Когда сейчас говорят о 3D, то часто путают термины. 3Д-компьютерная графика в кино используется давно (еще с 70-80-х годов прошлого века). А то, что сейчас считается новомодной «фишкой» и дает нам возможность видеть объемное изображение в кинозалах или на телевизорах – есть стерео видение (частный случай объемного изображения). Два уха и два наушника дают стереозвук. Два глаза и два изображения – стереоизображение. Чтобы «потрафить» и маркетингу и профи, сейчас используют термин «стерео 3D».


Стерео 3D – это основная тенденция в современном кинобизнесе. Потому не странно, что все стараются запустить новые проекты с использованием стерео. В большинстве случаев это рассматривается просто как маркетинговый ход, на самом же деле стерео – это сродни кольцу из небезызвестного фильма – никто не знает полной его силы. Многие только вешают этикетку «стерео» на продукт, так и не воспользовавшись преимуществами этой технологии, другие же задумываются, как использовать «заветное колечко» по прямому назначению. 
 

Разное 4 Стерео 2
 


Я ни сколько не хочу преуменьшить достоинства современных заслуженных специалистов в стерео – они, конечно, знают больше чем я, более того в том, что касается технических средств (камер, света, движения и т.д.) – они профи. Тонкость в том, что техника стереосъемок не только и не столько их работа – через годик другой этим начнут заниматься люди, чья обязанность отвечать за техническое обеспечение съемок и простпродакшн – операторы, супервайзеры и т.д. Стереографер должен превратиться в стереорежиссера или слиться с режиссером в одного человека. Основные задачи стереографера – это творческие аспекты стереосъемок: композиция, монтаж, постановка света. Все, что должно работать на драматургию и то, что, как на зло, работает не совсем так, или совсем не так, как в традиционном кино. И как раз эта часть новой технологии самая непонятная на данный момент. О творческих аспектах я расскажу чуть позже, сейчас же произнесу известную фразу: "Доверяй, но проверяй". Это девиз, которым надо руководствоваться современным режиссерам и продюсерам кино и ТВ в отношении стереографера – можно и нужно относиться критически к современным знаниям о стерео. По крайней мере, пока на этом формате не вырастет новое поколение людей. В качестве примера могу привести ролик, который мы снимали: использование малой глубины фокуса противоречит современным тенденциям в стерео, и то, что мы (с моей подачи) не сделали на площадке, мне пришлось имитировать потом, тратя на это личное (в основном ночное) время.

 

Интересовался стерео я давно и думал, что знаю достаточно, но какое-то сомнение постоянно грызло меня. За полмесяца до съемок я решил все перепроверить и начал собирать все возможные статьи и мнения о стереосъемках. Чем больше информации собирал, тем меньше понимал, как правильно снимать. Делать было нечего, и все что я мог придумать – пойти еще раз посмотреть «Аватар». Фильм, который не вызывал у меня ощущения искуственности стерео. Возможно, люди, видя меня в кино, думали, что я сумасшедший. На протяжении всего просмотра я снимал и одевал очки, по пальцам пытался измерить сдвиг картинок, по плиткам на потолке определял размер экрана и относительные размеры объектов. «Аватар» нарушил все принципы, которые я до этого учил. И оказалось, что мне его смотреть комфортно, в отличие от другого фильма, сделанного по всем правилам, описанным в современной литературе о стерео 3D. Не буду говорить, что за фильм, так как ошибки там не только в реализации стереоэффекта. К съемкам я полностью поменял взгляд на стерео.


Таким вот образом адаптировав правила или найдя новые, я поехал на съемку. В процессе съемок и в дальнейшей работе над материалом часть правил еще раз поменялась, другие возникли, третьи были опровергнуты.


Рассмотрим эффект контр-движения. Люди дергают канат в разные стороны. В этот момент, увеличивая глубину, можно повысить драматизм. В плоском кино это можно сделать контр-зуммом, в стерео достигается явным увеличением глубины. Посмотрел результат на мониторе, потом на 5 метровом экране, все было замечательно. А на двенадцатиметровом возникло ощущение, что вот-вот лопнут глаза. Проблема решилась просто – в одном кадре я не стал увеличивать глубину.


А вот еще пример из классики: есть общий план в фильме «Аватар» – там, где камера летит в направлении огромной дугообразной арки – ворот в горный мир Пандоры. Объем и глубина поражают. Меня же поразило другое: когда я анализировал этот кадр с технической точки зрения, то понял, что глубины с точки зрения стерео 3D там практически нет. Объем и глубина достигаются классическими методами 2D: дымка, перспектива, параллельное экрану смещение камеры. Если смотреть этот кадр без стерео очков, то ощущение будет таким же впечатляющим...

 

 

Несколько профессиональных моментов:

 

Физиологические особенности

 

Все знают, что для того, чтобы научиться говорить и читать, надо учиться долго и упорно. Кто-то даже знает, что ребенок долго учится смотреть. Но мало кто задумывается о том, что для того, чтобы смотреть кино, мы тоже вынуждены были учиться с детства: в начале – дома по ТВ, чуть позже – в кинотеатре. Есть даже такой термин – киноязык. И мы его учимся воспринимать так же как режиссеры - на нем «говорить». Стереокино надо учиться смотреть, так же как мы учились смотреть плоское кино или читать книги.

Когда человек смотрит вдаль, глаза видят практически параллельно. Есть общее мнение, что человек может свести глаза, но не может их развести. Как хамелеон, например. Поэтому делая стерео, вроде, как нельзя заставлять человека разводить глаза. Мы, люди, настолько адаптирующийся вид, что никакими 3D-очками и дивергенциями (упрощенно – это когда глаза должны смотреть, как у хамелеона, в разные стороны) нас не запугать. Не знаю, что скажут врачи, но вполне возможно, что если ребенку с детства показывать кино сделанное таким образом, что ему потребуется разводить глаза, то он научится это делать. Но точно известно, что восприятие стерео фильмов у детей не вызывает проблем, даже когда взрослые корчатся от боли в голове. Значит это только одно – пока эти дети не вырастут и не станут взрослыми, нельзя окончательно быть уверенным в том, что можно делать в стерео, а что нет.

Разное 4 Стерео 1


Взять, например, быстрые движения и изменения. Чтобы снять погоню или драку, приходится делать быстрый рваный монтаж, фиксировать быстрые движения крупным планом. В стерео это делать нельзя никак: особенность мышц наших глаз, а может отсутствие опыта, не позволяет делать кадры очень короткими, резко менять глубину и делать быстрые движения. В лучшем случае подобная съемка приведет к исчезновению ощущения глубины, в худшем – к головной боли. В любом случае зритель ничего не поймет. И что делать непонятно. Можно заставлять человека привыкать к таким движениям, можно делать движения плавнее. Есть другой вариант – уменьшать глубину до нуля (сделать плоское изображение) в моменты погонь и драк. Применение последнего варианта я пока еще нигде не видел. А еще есть способы, которые никто пока не придумал. Какой способ применить в конкретной съемке - это как раз то, что сейчас придумывают стереограферы, и это уже относится к творчеству.

 

Технические особенности

 

Технические сложности и особенности сейчас наиболее проработаны и понятны. Их не надо творить, они сами появляются в процессе съемок. И часто им уделяется основное внимание при подготовке к съемкам в ущерб творческой части. Это не совсем правильно. Конечно, технические тонкости надо знать и пытаться решать сопутствующие им проблемы. Но технические ошибки проще всего исправляются, и промышленность быстрее всего улучшает технические качества оборудования. Через пару лет о сегодняшних проблемах никто и не вспомнит. Я говорю о тяжести камер, о сложности и высокой цене ригов, о подборе пары одинаковых объективов, о проблеме синхронизации и т.д.


Вы скажете: «Как же! Мы же знаем: все пишут и говорят об этом - чуть что-то съехало на съемках и хорошее стерео изображение уже не получить, придется тратить кучу денег, чтоб все исправить». Да, иногда бывает и так. А, вот, другой пример: мне выпал счастливый случай посмотреть трансляцию футбольного матча в кинотеатре с большим экраном, с настоящим 3D, в очках и с хорошим настроением. Понаблюдав с удовольствием за новыми ощущениями, я вдруг вспомнил, что я профи, и просто так сидеть не имею права. Все надо проанализировать, взять на заметку. Сняв очки, я тут же обнаружил, что камеры вертикально сведены неправильно, сдвиг изображений слишком большой для комфортного восприятия, движения очень быстрые. А вот вся масса народа (а зал был полон) так не думала, и ваш покорный стереослуга вместе со всеми с удовольствием наслаждался этим зрелищем.


Приведу еще один пример из жизни (продюсерам этот абзац лучше не читать). На съемке в связи с большим количеством пролитой воды один из планов был испорчен: на один из объективов в какой-то момент попала большая капля. Причем она появилась, видимо, в самый последний момент, когда пошел мотор, на предварительной проверке ее не было. Возможности сделать другой дубль не было. В результате потом пришлосль вручную создавать картинку для второго глаза. Другой стороной медали оказалось, что такая обработка позволяет контролировать глубину, и мы ее значительно увеличили.

 

Творческие особенности

 

Вот мы добрались до самого главного. И сказать мне тут почти нечего.


Хитрость в том, что почти все приемы реализации драматургии, применяемые сейчас для съемки стерео – это адаптация приемов из плоского кино. Мы просто не нашли еще те новые приемы, которые будут завтра для нас обыденными. Многое из того, что мы пытаемся сейчас применять, или те законы, которые мы пытаемся придумывать, исходя из логики, не учитывают огромного количества факторов. Человек – существо, слабо подверженное логике.


Эйзенштейн был откровенным «авантюристом». Его необычные решения привели к созданию нового киноязыка, который сильно поменял мир кино. Он, конечно, гений, но без его «садистских» опытов над кино (и театром) ничего бы тогда не изменилось. Поэтому современным продюсерам и режиссерам придется сейчас потратить много времени на эксперименты. Или поверить в профессионализм стереографера.

 

 

Источник.

 


Tags: 3d, интересное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments