Андрей Гончаров (andrey_g) wrote,
Андрей Гончаров
andrey_g

Categories:

Бараны разные – ворота те же… Снова про «Савву».

В российском производстве анимационных фильмов есть непререкаемая традиция – после нескольких лет производства фильма нужно обязательно переписать сценарий.

И вот теперь наступил черед «Саввы». Не прошло и три года с момента начала работы над фильмом. Поясню для непосвященных. Изначально производство фильма строится на двух важных компонентах – литературном и режиссерском сценариях. Режиссерский пишется, исходя из литературного. К производству фильма можно приступать, только имея на руках режиссерский сценарий. Исходя из него, строятся трехмерные локации, делается аниматик, проводится озвучание, начинается анимация персонажей. Не имея на руках режиссерского сценария, можно заниматься, в лучшем случае, художественно-постановочной частью: разработкой персонажей, текстурированием и сетапом (скелетом). И то – рискованно. Ибо в процессе работы над режиссерским сценарием характеры персонажей могут непредсказуемо измениться, и значит – их внешний вид тоже.

В случае с «Саввой» мы имеем: сделанный трейлер, публичные обещания сдать фильм к концу 2010 года, три года работы студии численностью в пару десятков человек, кучу сделанной анимации, рендер, композ, и вообще весь набор признаков разгара полноценного производства фильма.

И вот – бац! Переписываем сценарий.


Сколько раз переписывался сценарий «Кракатука», превратившегося в «Нашу Машу..», в свое время красочно описывал один из ее авторов Леонид Каганов. Не избежал этой участи и «Лягушачий рай», благополучно, по всей видимости, почивший. Но изменившийся в ходе работ до такой степени, что инвестор встал во время просмотра, и отказался далее в проекте участвовать.

Между прочим, есть кое-что, объединяющее эти три проекта. А именно – отсутствие в  управлении производством полнометражного мультфильма людей с опытом этого самого производства. Результат в случае «Маши» и Лягушачьего рая» не заставил себя ждать.

Кстати, в обоих этих случаях от авторов были слышны те же заверения, что от создателей «Саввы»: мы нацелены на международный прокат, у нас будет ого-го-го качество и т.д.

И вот теперь: новые люди - старые грабли. Фантастический, должно быть, кредит у инвестора к Максу Фадееву. Который… Который! Изначально числился автором сценария, режиссером и продюсером фильма.

Сценаристом, собственно, стать не получилось.

Читаем интервью с настоящим сценаристом «Саввы», данное в июле 2010 года. Но и в нем в предисловии:

«…выйдет на мировые экраны не раньше зимы 2011 года. Мы не ошиблись, «замахнувшись» на мировой прокат».

Боже ж мой. И это при только что исправленном сценарии. Все российские полнометражные фильмы находились в производстве от пяти лет и более. За исключением «Приключений Аленушки и Еремы» и «Новых приключений Аленушки и Еремы» - оба были произведены с 2007-го по 2010-й год. Но бюджет обоих «Аленушек…» в два раза меньше, чем у одного «Саввы». Следовательно, производителям «Саввы» потребуется большее время, чтобы большой бюджет освоить. А с этим в России никогда не было проблем…

Для справки информация с сайта студии "Глюкоза-продакшн":

Савва — первый российский полнометражный 3d анимационный фильм в жанре «roadmovie», «фильм-путешествие» (А в обоих "Приключениях Аленушки и Еремы" и "Нашей Маше..." герои, типа, не путешествовали - прим.ав.). Красочная сказка для всей семьи, погружающая зрителя в незабываемый мир приключений и волшебства.

«В далекой лесной стране люди уже давно забыли о том, что такое опасность. Девятилетний Савва живет со своей мамой в деревне посреди леса. Обычный уклад жизни обрывается в одно мгновение, когда на деревню лесных жителей нападают злобные гиены. Савве удается бежать из западни. Оказавшись в огромном лесу, Савва пытается найти способ спасти Маму (почему с большой буквы? - резонный вопрос) и сородичей. Савва знакомится с говорящим волком Ангой и двумя забавными существами — розовым пушистым зверьком Пусиком, который при малейшей опасности падает в обморок и самовлюбленным полубароном Фафлом. Новые друзья отправляются в путешествие, где их ожидает множество опасных и интересных приключений».

Трехмерный анимационный фильм «Савва», создаваемый студией Glukoza Production, выйдет на мировые экраны не раньше зимы 2011 года. Мы не ошиблись, «замахнувшись» на мировой прокат. Дело в том, что проектом заинтересовался один из крупнейших голливудских мейджеров. Чтобы мульт стал интересен американской аудитории, сценарий был отправлен на доработку довольно известному кинодраматургу Грегори Пуарье («Сокровища нации: книга тайн», «Шпион по соседству»). Работа над скриптом уже завершена. Грегори согласился ответить на несколько наших вопросов касательно творчества и своего участия в первом фильме Максима Фадеева.



Какая роль отведена сценаристу в создании фильма?


Сценарист берет какие-то общие идеи и наброски персонажей и превращает их в хорошо структурированную, развлекательную и основательную историю с узнаваемыми и многомерными героями. В случаях как с проектом "Савва", когда сценарист приступает к работе, после того как режиссер и продюсер уже придумали сюжетную основу, он выступает в качестве художника и технолога. Будучи художником, сценарист находит необходимое звучание, изучает комичные и драматические возможности материала, проще говоря, он пытается развлечь. Как технолог драматург должен удостовериться в том, что сценарий хорошо структурирован, проработан и коммерчески привлекателен.


Вы используете какой-нибудь специализированный софт при написании сценария?


Я работаю в последней версии Final Draft. Есть еще другая программа под названием Scriptware, которую я считаю намного лучше в простоте использования, и которая мне нравится больше, но Final Draft стал стандартом в индустрии, поэтому приходится иметь дело с ней.


Вы руководствуетесь какими-то правилами в работе? Например, пишите определенное количество страниц и т.д.


У меня есть несколько правил для саморегулирования и выработки дисциплины. Не все писатели одинаковые, но я убежден, что большинству из нас требуется приучать себя к дисциплине, чтобы сделать что-нибудь. Перед собой ставлю задачу писать минимум пять страниц каждый день несмотря ни на что. Даже если страницы выйдут ужасными и потребуют полного переписывания, я все равно их сделаю. Если у меня выйдет больше пяти страниц, что очень здорово, а иногда выходит значительно больше, то неважно, сколько сделаю на следующий день, все равно я обязуюсь написать не менее пяти страниц. Другой прием заключается в том, что перед тем, как начать работать над новыми страницами, я возвращаюсь к написанным днем ранее и переписываю их. Это служит своего рода разогревом для меня; разум возвращается к истории и миру фильма. Все это действует, как прямая перед трамплином.....я могу набрать нужную скорость, перед тем как начну писать новые страницы. Я всегда так делал, и такой способ мне действительно помогал.


Я принадлежу к числу так называемых "кочующих" авторов; преимущественно пишу в своем саду, передвигаясь с места на место довольно часто. Если понимаю, что мысли притупляются, то частенько просто перехожу в другую часть сада и начинаю заново. Также играю в пул. В доме у меня есть стол для игры, и когда голова начинает плохо соображать, я гоняю шары. Бильярд - это великолепный дзен-опыт; вы сконцентрированы на физических действиях и тактике. Это полностью способствует освобождению разума от "писанины" и других внешних забот и помогает тем самым высвободиться.


Какие известные авторы оказали наибольшее влияние на ваше творчество? На кого бы вы хотели равняться?


У меня много кумиров как из мира кино, так из литературы. Моими любимыми сценаристами, возможно, являются Престон Стерджес ("Оскар" за "Великий Макгинти"), Стерлинг Силифант («Оскар» за «Полуночную жару» - прим. авт.) и команда Билли Уайлдера и Ай. Эй. Л. Даймонда («Квартира»). Я восхищаюсь обманчивой простотой их сценариев, которые кажутся легкими, но в действительности представляют собой виртуозно структурированные и глубокие произведения. После просмотра фильма "Начало" могу сказать, что стал большим почитателем таланта Кристофера Нолана. Из литературы на меня большое влияние оказал Курт Воннегут, но больше всего меня вдохновляют лихо закрученные произведения Джона Д. МакДональда и Рэймонда Чандлера.


Как вы считаете, что большего всего необходимо человеку, чтобы стать успешным сценаристом: талант, профессиональные навыки или удача?


Откровенно говоря, все вышеперечисленное. Талант очень важен, но понимание технических аспектов построения сценария также играет огромную роль. Безусловно, удача играет какую-то роль, хотя я считаю, что гораздо менее важную, чем другие и уж точно не такую большую, как самый важный компонент - упрямство. Я всегда шутил, что успеха в Голливуде добиваются только те, кто слишком глупы, чтобы отказаться и отправиться домой.


Вы написали сценарий к фильму "Сокровища нации: Книга тайн". Если не секрет, сколько времени у вас ушло на его создание? Какую по счету версию сценария приняла студия?


Над этим проектом я работал 18 месяцев. Если вы смотрели его, то знаете, что это очень сложный фильм, который прошел через нескольких авторов. Я был первым сценаристом и автором сюжета, после меня над ним работало еще несколько замечательных драматургов. Это обычное дело для фильмов подобного размаха. Есть ли различия между написанием сценария для игрового и анимационного фильма? Я работаю в схожей манере над теми и другими. Хотя физические свойства окружающего мира дают больше свободы в анимации, все же по большому счету важнее всего как в игровом, так и в анимационном кино интересная и качественная история с героями, которым бы хотелось сопереживать.

Как вы попали на проект "Савва"?


Продюсер и режиссер обратились в креативное агентство William Morris Endeavor с целью найти высококлассного англоговорящего автора. Мой агент Дэнни Гринберг прислал мне материал, и как только я ознакомился с ним, то понял, что хочу поработать над этим фильмом. Я озвучил свои идеи Максу (Максим Фадеев - прим. авт.), и мне повезло, что он положительно воспринял мои предложения.

С какими сложностями вы столкнулись, занимаясь адаптацией российского сценария под вкусы американской аудитории?

Я бы не назвал это сложностями, но были определенные трудности.Думаю, что важнее всего создать нечто доступное и понятное всем через нахождение общечеловеческого опыта, с которым мы все можем себя идентифицировать. Также очень важно увеличивать юмористическую составляющую и при этом быть уверенным в том, что шутки не потеряют своего смысла в русском фольклоре и сработают в отношении мировой аудитории. Но без общечеловеческого опыта, разделяемого всеми нами, который в данном случае выражается в прохождении эмоционального пути героем по имени Савва, все остальное не имеет смысла.


Как вы думаете, ждет ли проект "Савва" успех в международном прокате?


Ну, я на это надеюсь! И не только в отношении этого фильма, мне ведь очень понравилось сотрудничать с Glukoza Productions, и я хотел бы поработать над другими проектами компании. Поэтому лучше бы "Савве" стать хитом!


Беседовал Константин Мееров



Кросспост из сообщества rus_mult

Tags: интервью, кино, фильмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments