Андрей Гончаров (andrey_g) wrote,
Андрей Гончаров
andrey_g

Пара слов о важном...

   Немного о сути моего доклада в Государственной Думе 28 ноября во время собрания Экспертного Совета по интеллектуальной собственности.

 

Концепция и причины необходимости изменений

в законодательстве Российской Федерации в области защиты интеллектуальной собственности.

Предложения представителей бизнеса.

(осторожно, под катом много текста...)


Часть первая: предыстория

 

   В России пока не реализована идея обеспечения механических и электронных носителей государственной специальной защитной маркой. Формулировка органов власти - «в целях либерализации экономики и сокращения случаев бюрократического вмешательства». 

 

      Между тем, быстрое распространение в России пиратских  носителей CD и DVD при недостаточности законодательной базы требуют быстрых и решительных мер по пресечению незаконной деятельности целого ряда предприятий, полностью перешедших на нелегальный рынок.  Деятельность нелегальных предприятий не позволяет развиваться рекордз-бизнесу и киноиндустрии в России, и наносят непоправимый ущерб современной российской культуре.

   Главный фактор, сыгравший свою роль в быстром развитии современного пиратского рынка информации – наличие законодательной базы в России, допускающей формальный уход от ответственности предприятиям-нарушителям. Производители контрафактной продукции в месяц производят в России десятки миллионов DVD для внутреннего рынка.

        По официальным данным в течение 2004 года приостановлена незаконная деятельность 325 предприятий, в том числе семи заводов по производству пиратской продукции. Возбуждено 650 уголовных дел. К административной ответственности привлечено 29 479 человек и возбуждено 1917 уголовных дел. Привлечено к уголовной ответственности 989 человек. В бумагах МВД цифры впечатляют. Фактически, это - статистика абсолютной беспомощности. В результате существующей расстановки сил в российских магазинах более 90 процентов реализуемой продукции – контрафактная.

 

   Замечательный результат «либерализации экономики» и непреложный факт, говорящей о реальном перевесе сил в этой странной борьбе, где государство пассивно взирает, как вместо  производства комедий, мелодрам, кино для детей, семейного просмотра и анимации, а так же достояний российской музыкальной культуры, все производители российской интеллектуальной собственности беспомощно ждут изменений в законодательной базе РФ.

 

 

   Недоработки в современных российских законах, призванных регламентировать выпуск механических носителей, позволяют пиратам смотреть в будущее скорее с оптимизмом, чем с тревогой.

Часть вторая: метод

 

   В самой причине быстрого становления в промышленных масштабах российского пиратского бизнеса скрыт секрет его гибели. Центрами производства «контрафакта» стало ограниченное количество официально существующих предприятий по производству механических носителей. А дистрибьюторами – легальные торговые предприятия. В законодательном порядке необходимо ввести  обязательную форму защиты государством произведений и их авторов – защитную марку. Для получения дистрибьюторами защитной марки должен быть создан государственный орган, осуществляющий регистрацию всех авторов и их произведений, предназначенных для реализации на механических носителях. Это – единственный способ  добиться легализации реализации носителей Интеллектуальной Собственности на территории РФ, а именно - контроля авторов и правообладателей за производством и реализацией. Регистрационный орган позволит любому  правообладателю и автору с помощью государства получить надежный способ защиты прав, предусмотренных Конституцией РФ.

   Требования к этому способу простые: он должен обеспечить защиту прав создателей Интеллектуальной Собственности и контроль количества произведенных носителей. Самый простой выход – введение специальной защитной  марки предельно надежен и результативен. Это означает, что в момент реализации каждый носитель  в формате DVD и CD должен быть оснащен этой обязательной маркой, а предприятия-производители должны принимать заказ на тиражирование только при наличии документа, подтверждающего факт регистрации программы заказчиком в соответствующем госучреждении. Марка должна располагаться  на вкладыше или упаковке носителя, чтобы не нанести  вред источнику информации.  Главная проблема в случае  введения марки – обеспечение процесса объективной регистрации программ и авторов, находящихся во всех регионах страны и способов ее получения. Далее представители соответствующих правоохранительных структур наблюдают за наличием этой марки на всех носителях во всех российских магазинах. Привлекая к уголовной и административной ответственности за их отсутствие и подделку так же, как они это делают в случаях установленной реализации поддельного алкоголя или контрабандных табачных изделий.

   Если вся российская розничная продажа будет обязана продавать продукцию только с специальными защитными марками – вся отрасль пиратского производства будет мгновенно легализована.

 

   Пока в «особых» условиях, объявленных в России как «сокращение случаев бюрократического вмешательства» в области защиты рынка интеллектуальной российской собственности это, к сожалению, невозможно.

 

 

Пожелания общественных организаций, авторов, правообладателей, производителей и дистрибьюторов к специальной защитной марке для механических носителей и работе регистрационного органа.

 

  1. Внешний вид специальной защитной марки.

 

Внешний вид марки должен содержать в обязательном порядке название произведения, идентификационный номер, название компании-правообладателя (или фамилии, если правообладатель - частное лицо), информацию об авторах произведения (режиссере, сценаристе и композиторе).

 

Марка должна обладать высокой степенью защиты.

 

 

  1. Обязательность введения

      специальной защитной марки на всей территории РФ.

 

Защитная марка должна иметь статус обязательной на территории РФ. Марка должна располагаться в момент реализации на вкладыше или упаковке носителя, чтобы не нанести  вред источнику информации. Обязательность обклеивания ею механических носителей любого типа должна быть подтверждена соответствующими законодательными актами.

 

Реализация механических носителей оптом и в розницу может быть возможна только при наличии защитной марки.

 

Предприятия-производители в законодательном порядке должны быть обязаны принимать заказ на производство только после подтвержденного факта регистрации и предоставления копий документов из соответствующего регистрационного органа.

 

Правоохранительные органы после введения защитной марки должны неукоснительно пресекать случаи торговли механическими носителями без марки.

 

Сотрудники правоохранительных органов, допускающие торговлю продукцией, не обклеенной защитной маркой, должны привлекаться к административной ответственности, предусмотренной соответствующими актами.

  

 

  1. Административная и уголовная ответственность за подделку специальной защитной марки.

 

В законодательном порядке должны быть введены меры уголовной ответственности за подделку защитной марки, соответствующие мерам ответственности за подделку государственных знаков (денежных знаков, акцизных марок или торговых марок)

 

 

  1. Условия регистрации произведений.

 

Правообладатель и регистрирующий орган обязаны заключить контракт о сотрудничестве. Правообладатель обязан предоставить в регистрирующий орган необходимый пакет документов, подтверждающих его право заниматься данным видом деятельности.

 

Регистрация произведений правообладателями на территории России должна является обязательной лишь в том случае, если в намерение компании-правообладателя (Заявителя)  входит реализация визуальной программы или фонограммы на механических носителях на территории РФ. 

 

Те правообладатели (Заявители), которые не намерены заниматься реализацией своих произведений на территории РФ, также могут зарегистрировать свои произведения, в соответствующем органе, но в добровольном порядке. В этом случае программа обязана быть зарегистрирована в соответствующем органе, но марка выдаваться не будет.

 

Регистрирующий орган в обязательном порядке принимает любую заявку на регистрацию произведения и не может быть наделен правом отказа Заявителю.

 

Отказ в регистрации и получении марки Заявителю может быть сделан только в том случае, если в визуальной программе Заявителя содержатся нарушения  действующего законодательства РФ.

 

Ответственность за ненадлежащим образом составленные документы между предыдущими правообладателями несет Заявитель. В случае предоставления Заявителем некорректно составленных документов и нанесения ущерба стороны решают свой конфликт в рамках действующего законодательства РФ.

 

Правовые вопросы и конфликты между Заявителями в отношении произведений решаются  согласно действующим законодательным актам на территории РФ способами, предусмотренными законом.

 

Регистрационный орган делает корректировки реестра произведений в случае возникновения  конфликта между Заявителями только на основании решения  соответствующих правовых инстанций.

 

  

  1. Условия регистрации авторов.

 

Компанией-правообладателем (Заявителем) для регистрации и получения марки должны быть в обязательном порядке предоставлены копии ее прямых контрактов с авторами проекта или копии прямых контрактов авторов с предыдущими правообладателями. Авторами проекта в данном случае считаются автор сценария, режиссер и  композитор.  

 

Заявка принимается регистрационным органом в том случае, если Заявитель является владельцем исключительных прав на произведение. Или неисключительных, но только в том случае, если на территории РФ нет владельца исключительных прав на регистрируемое произведение.

 

Компанией-правообладателем (Заявителем)  для регистрации и получения марки должны быть в обязательном порядке предоставлены копии  контрактов с предыдущими правообладателями в случае, если таковые имели место.

 

Заявителем должны быть указаны в Заявке точные сроки действия прав, в течение которых Заявитель владеет правами на произведение.

 

Ответственность за ненадлежащим образом составленные документы между предыдущими правообладателями и авторами несет Заявитель. В случае предоставления Заявителем некорректно составленных документов и нанесения ущерба стороны решают свой конфликт в рамках действующего законодательства РФ.

 

Правовые вопросы и конфликты между Заявителями в отношении авторов решаются  согласно действующим законодательным актам на территории РФ способами, предусмотренными законом.

 

Регистрационный орган вносит корректировки в реестр авторов в случае возникновения  конфликта между Заявителями только на основании решения  соответствующих правовых инстанций.

 

При смене правообладателя и подаче новым Заявителем документов на регистрацию и получение марки, Заявитель также обязан предоставить копии контрактов с авторами, которые предыдущий правообладатель обязан ему предоставить.

 

Регистрирующий орган в обязательном порядке принимает любую заявку на регистрацию авторов и не может быть наделен правом отказа Заявителю.

 

Отказ в регистрации и получении марки Заявителю может быть сделан только в том случае, если в визуальной программе Заявителя содержатся нарушения авторами действующего законодательства РФ.

 

 

  1. Условия сотрудничества госучреждения и  торгового предприятия.

 

Торговое предприятие и регистрирующий орган заключают договор о сотрудничестве.

 

Торговое предприятие обязано предоставить в регистрирующий орган пакет документов, подтверждающих право торгового предприятия заниматься данным видом деятельности.

 

 

Торговое предприятие может получить защитные марки только на основании предоставленной в соответствующий регистрационный орган доверенности от Заявителя и копии контракта о передаче ему исключительных или неисключительных прав на тиражирование.  

 

В случае, если торговому предприятию переданы правообладателем  исключительные права, он автоматически становится Заявителем.

 

В случае, если торговому предприятию переданы неисключительные права, в доверенности от Заявителя должны быть указаны срок действия доверенности и количество предназначенных к выдаче марок.

 

 

  1. Формы необходимых при регистрации и подтверждающих правомерность получения марки документов.

 

Должны быть разработаны в процессе создания поправок в законе РФ.

 

 

  1. Условия, стоимость и сроки выдачи марки.

 

Срок рассмотрения заявки не должен превышать 7 рабочих дней.

 

Срок выдачи марки не должен превышать 7 рабочих дней.

 

Стоимость марки должна быть определена в результате консультаций между представителями государственной власти и бизнеса.

 

 

  1. Учреждение, ответственное за выдачу марки.

 

Должно быть создано в результате консультаций между представителями государственной власти и бизнеса.

 

 

  1. Учреждение, ответственное за производство марки.

 

Должно быть определено в результате открытого и объективного конкурса.

 

 

  1. Обязанности и формы взаимодействия  регистрационного органа с авторами, правообладателями и заинтересованными лицами.

 

В обязанности регистрационного органа входит предоставление отчетов о количестве выданных защитных марок по требованию:

 

- российских и зарубежных авторских обществ, чьи авторы зарегистрированы при подаче документов на выдачу защитной марки

 

- правообладателям, чьи произведения зарегистрированы и обклеиваются защитной маркой 

 

- авторам, передавшим права правообладателям, подавшим документы на получение защитной марки.

 

 

  1. Контроль и форма ответственности регистрационного органа.

 

Регистрационный орган не несет никаких цензурных функций.

 

Все поданные заявки принимаются и регистрируются в установленный срок, за исключением произведений, нарушающих действующее законы РФ.

 

Сотрудники регистрационного органа, виновные в нарушении законодательства РФ об авторском праве и иных нарушениях, полностью несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

 

Осуществлять функции по надзору за деятельностью регистрационного органа должна некоммерческая организация, состоящая из представителей общественных организаций, представляющих интересы всего спектра авторов и правообладателей на территории РФ.

 

 

  1. Обклеивание товарных остатков и выдача защитных марок на произведения, созданные до вступления в силу  изменений в законодательстве РФ.

  

Основанием для внесения в реестр визуальных произведений, созданных до вступления в силу  изменений в законодательстве РФ, будет являться:

 

В случае отсутствия у Заявителя копий прямых контрактов с авторами произведения

 

- информационная база Министерства культуры (Федерального агентства по кинематографии и культуре), созданная во время выдачи прокатных удостоверений

 

- договор о передаче исключительных авторских и смежных прав от предыдущих правообладателей.

 

- в случае подачи несколькими Заявителями документов на получение ими контрольной марки на одно и тоже визуальное произведение все конфликты должны быть ими улажены на основании соответствующих действующих законов и нормативных актов РФ.

 

- в случае состоявшегося получения Заявителем защитных марок по фиктивным или не имеющим юридической силы документам и состоявшемуся факту реализации готовой продукции, Заявитель несет ответственность, предусмотренную законом РФ о нарушении авторских и смежных прав.

 

 

Проект предложений согласован со следующими организациями:

 

Дистрибьюторы CD и DVD

 

Генеральный директор дистрибьюционной компании «Классик-Компани», уполномоченный представитель «Некоммерческого партнерства дистрибьюторов»

(официальный сайт www.netpiratam.ru)

 

Дмитрий Горев

 

Представляет интересы:

 

  1. ЗАО «Квадро-Диск»
  2. ЗАО «Си Ди Лэнд+»
  3. ООО «Рос Диск+»
  4. ООО «Монолит – Трейдинг»
  5. ООО «Мьюзик – Трейд»
  6. ООО «Классик Компании»
  7. ООО «Мистерия Паблишинг»
  8. ООО «Гранд Рекордс»
  9. ООО «РМГ Рекордс»
  10. ООО «Бомба Мьюзик»
  11. ООО «Фирма грамзаписи Никитин»

  

Генеральный директор Некоммерческого Партнерства "Независимая Федерация Производителей Фонограмм"

(официальный сайт www.nfpf.ru)

 

Угринович Алексей Дмитриевич

 

Представляет интересы:

 

  1. ООО "Сони Мьюзик Энтертэйнмент РУС"
  2. ЗАО "Юниверсал Мьюзик"
  3. ООО "Союз Мьюзик"
  4. ООО "Граммофон Рекордс"
  5. ЗАО "Реал Рекордс"
  6. ООО "Богема Мьюзик"
  7. ЗАО "ВВВ.Рекордс"
  8. ООО "Монолит АВК"
  9. ООО "Ветер Энтертэйнмент"
  10. ЗАО "С.Б.А/Гала Рекордс"
  11. ООО ФГЗ "Никитин"
  12. ООО "Хантер Мьюзик"
  13. ООО "Мир Музыки"
  14. ООО "Стиль Рекордс"
  15. ООО "Виста Вера СД"
  16. ООО "Вельвет Мьюзик"

  

Авторские общества

 

Генеральный директор «Первого музыкального агентства»

(официальный сайт www.1mp.ru)

 

Дмитриев Максим Иванович

 

Генеральный директор музыкального издательства «Лига Прав»

(официальный сайт www.ligaprav.narod.ru)

 

Маматов Игорь Рафаилович

 

Производители механических носителей

 

Генеральный директор «Некоммерческого партнерства производителей оптических носителей»

(официальный сайт www.nppon.ru)

 

Поройков Петр Юрьевич

 

Представляет интересы:

 

АРК-СИСТЕМ г. Москва
БАРС-МЕДИА г. Казань
НПО ЭЗОН г .Москва
КАРДМЕДИА г. Санкт-Петербург
МАРКОН г. Санкт-Петербург
НИК и КОМПАНИЯ г. Ногинск
ЕВРОСТАЙЛ г. Москва
РМГ КОМПАНИ г. Москва
LASER CRAFT (Уральский электронный завод) г. Екатеринбург
ЮНИТЕХНОПЛАСТ г. Москва



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments