Андрей Гончаров (andrey_g) wrote,
Андрей Гончаров
andrey_g

О кажущейся простоте "Аватара"


Автор текста: saintvlad



Ни в каком хороших кино не бывает, так сказать, по-книжному сложных сценариев. Оно рассчитано на последовательное линейное восприятие, события движутся одно за другим. Это в книге можно перечитать страницу, если чего-то не уловил. Поэтому все хорошие картины - относительно простые. Что не мешает, впрочем, говорить с помощью фильмов о сложных вещах. Но говорить "просто о сложном" - не так-то просто.

Темный рыцарь - это вариация на тему "Преступления и наказания" :)

Как Брюс Уэйн, так и Джокер задаются вопросом, тварь он дрожащая или право имеет. Праведник, вынужденный жить среди грешников, задается вопросом, имеет ли он право усмирить грешника. В итоге антагонист беспредельничает, а протагонисту, находящемуся в рамках закона и совести, приходится пожертвовать ради совести всем, что для него важно - женщиной, репутацией и пр. - чтобы остановить беспредел, потому что, не поднявшись над законом, он не может утихомирить собственную совесть.

Такая история невозможна без серьезного внутреннего монолога. Несмотря на то, что история рассказана в жанре экшн, конфликт заключается в противостоянии двух личностей и в поиске ответа на вопрос "зачем ему всё это надо". Джокеру просто по кайфу, а зачем это Брюсу Уэйну, находящемуся на вершине пирамиды потребностей? У Брюса Уэйна нет ответа, и он будет его искать.

Поэтому у Темного рыцаря - "сложный сценарий". Это рассуждение о том, есть ли в жизни человека место совести или нет. Ответ, как мы знаем из фильма, - утратившему любовь, но сохранившему богатство и здоровье для счастья остается только спокойная совесть.

Аватар - это история о завоевании рая.

Жители ада, грешники, узнали, что в раю есть нефть и решили проложить из рая трубопровод. Поскольку грешников в рай фактически не пускают, а пробравшихся тут же наказывают вооруженные архангелы, грешники в целях экономии ресурсов отправляют на разведку одного совершенно безразличного им несчастного и практически нищего человека. Оказавшись в раю среди праведников, он обретает сразу всё - здоровье, любовь, перестает нуждаться в богатстве, короче - обретает счастье и понимает, почему праведники находятся в раю, а грешники - в аду. Тут грешники говорят: давай-ка мы тебе сейчас здоровье и денег, а ты за это откажешься от счастья и всего остального, предашь праведников, которые тебе поверили, и мы наконец-то разрушим этот гадкий рай. Ты нам - всё бесценное, что у тебя есть, а мы тебе за это - что нам не жалко. Ответ главного героя, конечно, только один: твердое и решительное нет! Но он один, а праведники толком не могут за себя постоять, потому что грешники сильнее и не отягощены никакими вопросами. Что будет, если маленький и слабый захочет дать отпор большому и сильному? Есть ли в раю хоть кто-то, кто может помочь?

У "Аватара" - очень "простой сценарий" :). Проще некуда - сразу Гомер, Шекспир и Ницше, да еще и в жанре научной фантастики, и это не считая того, что остаются чисто драматургические задачи, связанные с разработкой конфликтов поистине космического масштаба. Будь "Аватар" книгой, была бы возможность расписывать философские рассуждения автора, диалоги и монологи персонажей на десятки страниц. Но "Аватар" - фильм, поэтому приходится все это делать кратко, иначе никак, и самое интересное, что фильм отвечает, помимо всего прочего, и на вопрос "Темного рыцаря": спокойная совесть и любовь - ключевые элементы счастья, а вот богатство - не обязательно, но за это приходится бороться.

Отдельные невнимательные зрители считают, что Джейк "предал своих". Друзья, где были ваши глаза и уши в начале фильма?

Что все "солдаты" в фильме - не солдаты в армии, а наемники в частной компании, уже не раз говорилось. Теперь послушаем диалоги и поглядим на этику этих людей. Джейк, раскладывая инвалидную коляску: "Морпехи бывшими не бывают." Бывшие морпехи - Джейку в следующих за этим кадрах: "Смотри, куда прешь!" "Зацени: мяско на коляске!" Хорошие ребята, очень правильные и с принципами, ага :)

Куотрич: "Программа Аватар - бред ученых импотентов, открывает перед предриимчивыми людьми интересные возможности." Предприимчивые люди - это не Джейк. Это Куотрич и Селфридж.

И наконец. Куотрич получил свои весьма эффектные шрамы на Пандоре, ненавидит эту планету и открыто говорит об этом всем подряд. А Джейк-то на Земле вообще стал инвалидом. При этом Куотрич в шоколаде, а Джейк - практически нищий. "Мой босс - Грейс," - говорит Джейк, когда Куотрич предлагает ему шпионить. "На бумаге, - отвечает Куотрич. - Будешь ходить, как эти ученые, балакать, как они, а подчиняться мне." И кто тут подстрекает Джейка "предавать", как не его типа "друг" Куотрич, весь из себя такой правильный и принципиальный, который, на самом деле, использует Джейка и не более того?

Помните фильм "Рэмбо: первая кровь"? Хоть кто-нибудь в здравом уме скажет, что ветеран Джон Рэмбо "предал своих"? Напротив, "Рэмбо" - это как раз кино о том, как Родина предала ветерана. Джейк Салли в начале "Аватара" - это тот же Джон Рэмбо, только с парализованными ногами и в космосе. Джеймс Кэмерон - автор сценаря "Рэмбо-2". Всё не случайно.

Простой сценарий трехчасового фильма о смысле жизни и завоевании рая, где нет ничего случайного или лишнего? Так не бывает :) Но если сценарий идет легко - это же прекрасно!

Tags: Аватар, фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments